Макс Ордин: «Налицо тенденция: я на велосипеде, мне все можно»

Макс Ордин: «Налицо тенденция: я на велосипеде, мне все можно»

В Ярославле в эти выходные состоится традиционное событие – «Ночная-2013». Ярославские велосипедисты прокатятся по ночному городу. Один из организаторов акции Макс Ордин накануне события рассказал, для чего нужны «Ночные», в какие велоприметы можно верить и с чего нужно начинать развивать велосипедную инфраструктуру в Ярославле.

– Для чего проводится «Ночная»?

– Все наши мероприятия проводятся с единственной целью – собрать большое количество единомышленников, людей, любящих велосипеды да и активный образ жизни в целом. Основная идея «Ночной» – посмотреть ночной город с велосипеда, насладиться ночной прохладой, свежим воздухом, почувствовать комфорт передвижения на велосипеде в городе, не загруженном автомобильным трафиком. 

– В каком году провели «Ночную» в первый раз и вообще откуда взялась такая идея?

– Сама идея «Ночной» носит почти международное начало. В мире подобные заезды более известны как Pin-MIX. Как и везде, первые «Ночные» в Ярославле устраивали любители роликовых коньков, но со временем велосипеды набирали все большую популярность и формат «Ночных» плавно перевесился в сторону велосипедистов. Первая «Ночная» в городе на Волге была проведена 21 мая 2006 года, организаторы данного мероприятия по сей день состоят в организационном контингенте массовых катаний в городе. 

– В первой «Ночной» сколько людей участвовало? По организации она сильно отличалась от той, которая запланирована на субботу?

– Первая «Ночная» собрала порядка 60 роллеров и всего 8 велосипедистов. До финишной точки доехало всего 22 человека, что вполне объяснимо, учитывая качество дорожного покрытия в городе. Суть организации «Ночных» с тех пор почти не изменилась – как и раньше, колонна управляется ведущими, линейными и замыкающими. Принцип движения для участника очень прост: не обгоняем ведущего, слушаем линейных, не задерживаем замыкающих. В последнее время стал заметен спад интереса к мероприятиям подобного формата, что вполне прогнозируемое явление. Как понимаете, кататься из года в год по одним и тем же улицам с одной и той же идеей довольно скучно, в силу этого мы пытаемся разнообразить «Ночные» конкурсами и прочими занимательными вещами. Например, в рамках грядущей «Ночной» пройдет арт-действие «Велосушка» – международная акция по обмену фотографиями, придуманная и впервые реализованная в Санкт-Петербурге в 2010 году. С тех пор «Сушка» прошла в более чем 100 городах России и мира и собрала более 45 тысяч участников. 

Плюс само мероприятие за годы выросло на качественно новый уровень по многим аспектам. Мы согласовываем мероприятие с администрацией и прочими структурами города, причем хочется отметить очень положительное отношение властей к нашим пожеланиям. 

Конечно, в силу этого «Ночные» несколько потеряли исторический неофициальный характер, но на то были веские причины. В 2011 году «Ночная» собрала рекордное количество участников – порядка 400 человек. Понятное дело, что такое скопление людей вызвало интерес ГИБДД к происходящему, по данному факту руководство инспекции очень оперативно прибыло на маршрут движения колонны. После недолгих объяснений было организованно сопровождение из машин ГИБДД, а также прочая официальная атрибутика массового мероприятия. Правда, надо отметить, что изначальный маршрут нам сократили и на будущее попросили все мероприятия подобного масштаба согласовывать с властями города. 

– Сколько людей будет участвовать в мероприятии, по твоему прогнозу, в этом году?

– Сложно сказать, массовые веломероприятия в настоящее время довольно часто проходят в городе, мы планируем видеть колонну из 250 – 300 велосипедистов. 

– Какие еще мероприятия ждут ярославских велосипедистов этим летом и осенью?

– Мы планируем провести несколько тематических «Ночных» до осени, а также одно мероприятие совершенно нового для города формата, но это пока секрет.

– В Питере прошло интересное событие – ночная экскурсия по городу. А в Ярославле возможно устроить такую покатушку?

– В свое время была идея проведения тематической «Ночной» подобного формата. Но, к сожалению, количество участников и плотность исторических объектов превратит эту хорошую идею в некоторый сумбур. Колонна при движении растягивается на несколько километров, что сопоставимо с расстоянием между многочисленными архитектурными памятниками Ярославля, а при группировании колонны в одном месте блокируется все движение и создаются неудобства горожанам да и другим участникам движения. В то же время Санкт-Петербург идеально подходит для проведения «Ночных» подобной тематики. 

Ярославская «Ночная» в 2009 году.

– Какие есть велосипедные приметы? Например, знаю, что некоторые, как и автомобилисты, утверждают, что мыть велик – к дождю.

– Да, это, пожалуй, главная примета. Есть еще много хороших примет, например, не класть вверх ногами шлем – к аварии. 

– Сколько ты поменял велосипедов за свою жизнь?

– Не очень много, лучшее – враг хорошего, за всю жизнь имел всего три велосипеда в разные временные отрезки.

– Самое большое расстояние, которое ты преодолевал на велосипеде?

– Порядка 210 километров за световой день, больше таких подвигов на горном велосипеде повторять не хочется.

– Расскажи об активных участниках велосообщества, которые помогают устраивать мероприятия и защищают права велосипедистов.

– Это замечательные люди, собранные в одном месте под названием «Содружество живущих в движении», их интересы не ограничиваются велосипедами. В основной массе это туристы, которые поддерживают любой активный образ жизни, будь то велосипеды или водные виды спорта. Люди с горячим сердцем и большой жизненной энергией. 

 – По твоему мнению, сколько людей должно поучаствовать в «Критической массе», «Ночной», чтобы в Ярославле начали развивать велосипедную инфраструктуру?

 – Велосипедная инфраструктура города в любом случае требует комплексного подхода. На одних мероприятиях далеко не уедешь. Да, мы сделали большое дело за эти годы, много людей загорелись велосипедами, повышается уровень культуры езды, мероприятия собирают все больше и больше единомышленников, но всего этого мало. Для развития инфраструктуры как таковой необходимо осознание горожан, что велосипед – это не только развлекательный или спортивный снаряд, а в первую очередь средство передвижения. Причем очень удобное, быстрое и не затратное. На текущий момент времени данное понимание, конечно, присутствует, но в головах отдельных людей, критической массы подобных единомышленников не набрать. 

Любое начинание должно пройти свой путь развития, исходя из опыта западных стран все ступени отчетливо видны. На мой взгляд, лед тронется в тот момент, когда в массовом понимании родится тренд, что машина – это всего лишь транспорт, а не что-то больше, как принято считать. После придет осознание, что в городской черте можно использовать более рациональный транспорт, нежели автомобиль… 

– С чего надо начинать развивать эту самую инфраструктуру? Чего ярославским велосипедистам не хватает в первую очередь?

– Ярославским велосипедистам нужно научиться уважать других участников движения. К сожалению, налицо тенденция: я на велосипеде, мне все можно. Но это не так: велосипед – равноправный участник дорожного движения. Именно по этой причине возникают разнообразные конфликты. О велодорожках говорить еще рано да и, откровенно говоря, сложно, учитывая состояние и формат улиц города. Мне кажется, стоит задуматься о массовой системе проката велосипедов, именно в формате транспорта, а не развлекательного аттракциона, как сейчас на Волжской набережной. Для примера: в Москве внедрили подобную систему, насколько я знаю, это пользуется популярностью. Очень не помешает наличие охраняемых платных велопарковок, что положительно скажется на развитии велосипеда как городского транспорта.

Тэги:интервью