Права детей, учителей и родителей защищает 651 уполномоченный

Региональный детский омбудсмен Татьяна Степанова на пресс-конференции рассказала, как в Ярославской области действует детский телефон доверия и что предпринимается для разрешения конфликтных ситуаций в школах и ссузах.

– Татьяна Александровна, 17 мая по традиции отмечается Международный день телефона доверия. Насколько он востребован в Ярославской области?

– В прошлом году в целом по стране на номер 8-800-2000-122 поступило более одного миллиона обращений, по нашему региону 1559, из них 950 – от детей и подростков. Их волнуют самые разные проблемы: психологическое давление, физическое насилие, жестокое обращение в семье и вне ее, сложности во взаимоотношениях со сверстниками, неудачный опыт первой любви. Звонят и по поводу суицидальных намерений. К примеру, на пустом месте, из-за случайного обидного слова в классе возник конфликт. Как теперь быть? Или тинейджер не знает, как дальше строить отношения с пьющими родителями. С отцом по этому поводу у него уже случались драки, и ситуация накаляется.

Ценность телефона доверия, который в Ярославской области работает круглосуточно, в том, что обращающиеся в любое время дня и ночи в сложной ситуации могут получить конфиденциальную психологическую помощь специалистов, мудрый совет, подсказку, как правильно действовать в конфликтной ситуации. 

– Наверное, свои вопросы сотрудникам детского телефона доверия в первую очередь адресуют ребята, переживающие трудный возраст, старшеклассники?

– Вовсе нет, порой даже восьмилетние дети звонят. Любой ребенок может рассчитывать не только на психологическую поддержку, но и на деятельное вмешательство, привлечение к решению его проблемы всех компетентных организаций и служб. Кстати, на этот телефон обращаются и обеспокоенные родители – порядка 18 процентов всех звонков, а также бабушки-дедушки, другие родственники, соседи, педагоги, просто неравнодушные к судьбам детей люди. 

– И все же далеко не все проблемы можно решить по телефону.

– Безусловно. Именно поэтому в Ярославской области по нашей инициативе создан институт уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса. Мы предложили учреждениям образования на конференциях местного гражданского сообщества избрать из числа авторитетных педагогов, воспитателей, родителей и даже старшеклассников людей, которые готовы помочь в разрешении возникающих конфликтных ситуаций.

Важно, чтобы им доверяли, не стеснялись подойти с деликатными вопросами. Таких уполномоченных по области уже 651, они имеют права посещать уроки, присутствовать на педсоветах, на родительских собраниях, запрашивать различные сведения и документы. В июне мы их обучим, пополним их знания и умения в практическом применении философии сотрудничества.

Очень важно, чтобы искры конфликта, вспыхивающие на местах, гасились вовремя. И такой опыт уже есть. Вот лишь один такой случай: подрались школьники из-за того, что один подставил другому подножку, когда тот бежал по коридору. Но из-за того, что дети были разных национальностей, возникла тема межнационального конфликта. Дело дошло до взаимных угроз по телефону. Вмешался уполномоченный, помирил мальчиков, родителей, и все пришло в норму. Именно так и нужно действовать. 

– Недавно вы принимали участие в проходившем в Нижнем Новгороде IX Всероссийском съезде региональных уполномоченных по правам ребенка. Какие поднятые на нем вопросы вам показались самыми важными?

– Мы обсуждали тематику постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и домов-интернатов. Я выступала по проблемам профильных детских домов, поскольку наш регион пилотный, а также вела всероссийскую секцию «Профессиональное образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их трудоустройство». Было высказано много интересных предложений, которые в ближайшем будущем оформятся в законодательные инициативы в целях совершенствования российского законодательства.  

По-моему, самый наболевший вопрос – это неполная социализация ребенка при выходе из детского дома. Эти учреждения должны видоизмениться. На съезде высокую оценку получила практика одного из регионов, где в детских домах дети все делают сами: ходят за продуктами и знают, что почем, готовят, убирают, даже стирают в стиральной машине. Так и нужно готовить к реальной жизни, формировать навыки, воспитывать ответственность. И все же в приоритете сегодня приемная семья. 

Читайте также