Первый день фестиваля: «Война» (совместный проект)

XV Международный Волковский фестиваль
18 сентября
«Война»

Международный театральный фестиваль имен А. П. Чехова, Эдинбургский международный фестиваль, SounDrama Studio (Москва)

«Война» – результат совместной работы Международного театрального фестиваля имени Чехова, Эдинбургского международного фестиваля и московской студии SounDrama. Пьеса поставлена к столетию начала Первой мировой войны – события, которое в этом году стало одной из центральных тем публицистики и мировой художественной культуры. Изначальной задачей постановки было отразить русский опыт в событиях тех времен. Руководитель проекта Владимир Панков признает, что Россия осталась в стороне от общей тенденции, но целью своей ставит показать не столько портрет отдельного государства в рамках конкретной войны, сколько суть войны в целом – как для отдельного простого человека, так и для человечества вообще.

В своих сценических интерпретациях SounDrama известна смелым и неординарным подходом к художественным произведениям. «Война» не стала исключением. Даже сам жанр невозможно определить однозначно: действо, начинающееся как классический спектакль, разворачивается гротескными перформансами, повествовательными монологами и оперной полифонией, где музыкантами и солистами являются сами актеры. Премьера состоялась всего месяц назад в Эдинбурге. Европейские критики высоко оценили постановку, несмотря на ее мрачность, сложность и новаторство. В Ярославле она открыла XV Международный Волковский фестиваль.

«Война» не выстраивает широкого полотна военных действий и не показывает исторической последовательности событий. Это коллаж. Калейдоскоп, в котором смешались жанры, тексты, эпохи, языки, предметы, приемы и звуки, редко соседствующие друг с другом в обычных условиях. В основе сюжета лежит линия из «Смерти героя» английского писателя  Ричарда Олдингтона. Небольшая богемная компания, собравшись на Рождество в Париже, рассуждает о невозможности ужасных смертоубийственных распрей в это новое, прогрессивное время. Война начинается всего полгода спустя. Смерть на фронте одного из персонажей – художника Джорджа, ушедшего добровольцем, – оказывает тяжелое влияние на взаимоотношения остальных. Они пытаются «закрыть гештальт», заново прожив события при помощи художественного произведения, которым оказывается «Илиада» Гомера. Так зритель вместе с героями попадает в прошлое – на саму войну, фрагменты которой показаны отрывками автобиографических «Записок кавалериста» Гумилева.

Вращаясь в творческих кругах, главный герой сперва далек от войны. Попав на службу, он удивлен и обескуражен незнакомыми и непривычными реалиями. Но затем его восхищают происходящее и новые для него, такие «настоящие» люди. И чем глубже проникает в него война, тем дальше Джордж становится от близких и от своей прошлой жизни, которую начинает презирать. Постепенно он утрачивает и свои свежие ценности, опустошая морально и выматывая физически, война как будто растворяет его. Лишившись иллюзий, он пытается отыскать в ней смысл, но так и не может его найти. Солдат – винтик среди тысяч ему подобных. И такие подобные не только по эту сторону линии огня. Там, в войсках противника, те же винтики, бессмысленно гибнущие по имперской прихоти тех, кому дана власть управлять государствами и человеческими жизнями.

Своими светом, звуком и атмосферой «Война» создает на сцене обстановку эмоционального сумбура и не дает ответа, как человечеству выйти из порочного круга кровавого самоуничтожения. Люди вели войны на всем протяжении своего существования, на какой бы путь развития ни вставала цивилизация и куда бы ее ни приводил прогресс. Потому-то и переплетаются с такой легкостью события времен Троянской войны и свидетельства начала XX века. Выход находит только сам герой. Чтобы перестать быть частью войны, он перестает быть частью живого.

Читайте также