Главное:
«Санктъ-Петербургъ Опера» поставит в Ярославле «Евгения Онегина» и «Летучую мышь»

«Санктъ-Петербургъ Опера» поставит в Ярославле «Евгения Онегина» и «Летучую мышь»

В Ярославле выступит «Санктъ-Петербургъ Опера» – государственный камерный музыкальный театр, частый гость на ключевых зарубежных сценах.

В гастрольной программе – «Евгений Онегин» и оперетта «Летучая мышь».

«Евгений Онегин. Лирические сцены в семи картинах» на музыку Чайковского – постановка давнишняя. Впервые «Санктъ-Петербургъ Опера» представила ее в 1993 году на сцене Эрмитажного театра. Взыскательных столичных зрителей поразило светлое, чуть двойственное переложение пушкинской драмы на чеховский субстрат – по времени действия и отчасти в риторике. С тех пор «Евгений Онегин» фактически стал визитной карточкой театра. 

Оперетта «Летучая мышь» – работа Юрия Александрова, художественного руководителя «Санктъ-Петербургъ Оперы». Ей чуть больше полутора лет. «Летучая мышь» получила высшую театральную премию «Золотой софит». Склонному к ностальгии зрителю может доставить немало радостных мгновений либретто Николая Эрдмана – того самого, из советской киноленты «Летучая мышь». Однако полуторавековая оперетта в постановке «Санктъ-Петербургъ Оперы» обрела новые, занимательные черты. В отзвуках легкого, чуть фривольного человеческого повествования Штрауса пытливый ум обнаруживает нотки русского психологического театра.

«Санктъ-Петербургъ Опера» – театр юный, создан в 1987 году, с молодой по составу, но уже с овеянной международными регалиями труппой. Театр – детище известного режиссера-постановщика Мариинки Юрия Александрова. В каждой своей постановке «Санктъ-Петербургъ Опера» претворяет знаменитое обыкновение своего творческого родителя: филигранно, без изъяна для академической сути оттенять оперную классику фишечной парадоксальностью авторской интерпретации. 

– Четыре процента – вот число людей, интересующихся театром! Во все времена, сытые и голодные, эта цифра неизменна. Но мы потеряли два поколения – тех, чьи родители зарабатывали деньги вместо того, чтобы заниматься воспитанием и передачей культурной традиции, – сожалеет Юрий Александров. – Наш театр – камерный. Этот формат был выбран, чтобы актер работал в непосредственной близости от зрителя, размывая границы между ними. В одной из последних премьер – опере-митинге «Крым» – актеры играют в окружении публики, действие связывает и тех и других в памятном многим патриотическом порыве. Меня лично называют модернистом, но я не допускаю всех этих навязанных веяний вроде антрепризы, нерационального минимализма декораций и костюмов. Я против шокирующей эротики, против всего того, что сделано чисто из коммерческих побуждений. Это вещи, чуждые русскому театру.

Ярославцев Юрий Александров порадует актерским ансамблем, что складывался на протяжении 26 лет. Это лауреаты последних международных конкурсов, лучшие голоса в Петербурге. 

– Собирать их было непросто, – вспоминает мэтр. – После развала Советского Союза со всей страны в Петербург «полетели птички», я их называл «подранки». Мы их учили обретать новые крылья, давали путевку в жизнь. И вот – на сцене Волковского в «Евгении Онегине» выступит бывшая солистка Донецкой оперы из Донбасса Валентина Феднева. Это ее дебют в роли Татьяны в нашей постановке. Представьте: играет увертюра, и на сцене появляется маленькая девушка. У нее в руках свечка, которую она прикрывает ладонью. Свечка символизирует нежную душу – Татьяна смотрит в зал и всем видом своим просит: «Можно доверю вам рассказ о том, что у меня болит?» Недаром Чайковский хотел назвать спектакль «Татьяна». В нем – мир глазами юной девушки, фантазия на тему ее грез. По духу спектакль очень молодежный и трепетный. 

У этой постановки «Евгения Онегина» особая судьба: в Америке она была показана почти сразу после 11 сентября. Случайно. Такие гастроли готовятся за год. После трагедии американцы восприняли визит русского театра как событие очень важное, со слезами на глазах. Еще не написаны были слова нового российского гимна, но публика захотела петь вместе с актерами, и все мы, американцы и русские, исполняли знаменитое: «Союз нерушимый республик свободных...»

Патриотические эмоции объяснимы. «Евгений Онегин» – «музыкальное евангелие». Без этого спектакля, считает Юрий Александров, не только театр – русский человек жить не может.

– «Евгения Онегина» мы играем, когда хотим войти в контакт с публикой. А Ярославль для нас очень важная сцена. Это и родина русского театра, и мощные сценические традиции, и охочая до театра подготовленная аудитория. Надеюсь, порадуем нашей последней премьерой – великолепной опереттой «Летучая мышь». В классическом варианте оперу отличает трагический финал: кто-то кого-то задушил, зарезал, бросился со скалы. В оперетте, так необходимой в наше время, хорошая концовка: все счастливы, все целуются, обнимаются. И в жизни нам хочется этого счастливого исхода, чтобы закончились все эти санкции, чтобы на Донбассе наступили мирные дни... Поэтому я и решил, что закончить наши краткие двухдневные гастроли опереттой будет правильно. 

Фото Сергея Белякова

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n43qn/
театрВолковский театр

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость