Главное:
Алла Хатюхина: «Наша мечта – музей современного искусства»

Алла Хатюхина: «Наша мечта – музей современного искусства»

– Алла Валерьевна, чем запомнился вам 2014 год, объявленный Годом культуры? 

– Он был воистину знаковым, замечательным, насыщенным, наполненным радостными и судьбоносными событиями. В 2014 году нашему музею исполнилось 95 лет. К юбилею мы открыли Музей зарубежного искусства, к чему готовились на протяжении нескольких лет. Эта коллекция комплектовалась почти целый век, она интересна и самодостаточна, в ней есть подлинные шедевры, которые украшали многие выставки, но постоянной экспозиции зарубежного искусства раньше не было. Между тем это часть нашей общей истории и культуры, свидетельствующая о том, какие объекты искусства формировали городскую среду, использовались нашими земляками для украшения своих жилищ, что за диковинки привозились из дальних путешествий.

Такое собрание раритетов меняет наши представления о Ярославле как городе традиционно русской культуры, в значительной мере патриархальном, доказывая, что с самого начала он был включен в мировое художественное пространство. На первой выставке Музея зарубежного искусства зрители увидели английскую гравюру XVIII века из собрания Ярославского художественного музея, затем работы Сальвадора Дали, а сейчас там представлены уникальные произведения фламандских художников династии Брейгелей. 

В этом году Ярославский художественный музей стал участником международной конференции «Лучшие в наследии» (The Best in Heritage), проходившей в хорватском Дубровнике. Это своего рода мировой смотр лучших музейных практик, на который в этом году от нашей страны пригласили только Эрмитаж и ЯХМ. 

Мы в числе первых в России вошли в федеральную программу, во исполнение которой в Ярославском художественном музее открылся культурно-выставочный центр Государственного Русского музея. Сегодня в наших залах работает выставка Карла Брюллова, а в конце лета наступившего года ждем экспозицию произведений трех великих портретистов: Левицкого, Боровиковского, Кипренского из собрания Русского музея.

– Неужели работы этих живописцев мы увидим здесь, на ваших площадях? 

– Да. А еще в этом году ярославцев порадует творчество именитых живописцев: Тропинина, Верещагина, Поленова. Зрители познакомятся с китайским искусством каллиграфии и японским декоративно-прикладным искусством. В канун 70-летия Победы откроется выставка плакатов военного времени «Окна ТАСС».

– Гордость коллекции Ярославского художественного музея – древнерусские иконы. Одна из них – Толгская икона Богоматери – сейчас находится в Толгском монастыре. Это единичный случай или уже тенденция? И что будет с некоторыми вашими музейными зданиями в свете закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения»?

– Здания, находящиеся в оперативном управлении Ярославского художественного музея, сегодня не включены в список объектов, подлежащих передаче Ярославской митрополии. Это вполне объяснимо, ведь Митрополичьи палаты, возведенные в 1680-х годах по приказу знаменитого строителя Ростовского кремля митрополита Ионы Сысоевича, – это образец гражданской архитектуры XVII века. Именно здесь во время своего посещения Ярославля останавливалась императрица Екатерина II. А что касается церкви Николы Рубленого на Которосльной набережной и Ильинско-Тихоновской церкви на Волжской набережной, то Ярославская митрополия не видит препятствий для дальнейшего пребывания в них музейных реставрационных мастерских.

Что же касается иконописных шедевров, то мы в 2003 году первыми в России предоставили на экспонирование Толгскую икону Богоматери, памятник древнерусского искусства первой половины XIV века, возрожденной обители. Икона остается в нашей коллекции, мы отвечаем за ее сохранность, но находится согласно договору как бы на выездной выставке. Для чудотворного образа изготовлен специальный киот-короб с бронированным стеклом. Помещение оборудовано современной системой охраны. С моей точки зрения, это уникальный опыт, который вряд ли может широко тиражироваться из-за огромных финансовых затрат.

Многие люди духовного звания стали нашими единомышленниками. За последние годы мы научились находить оптимальные решения в сложных ситуациях, одной из которых стало обращение Казанского женского монастыря о передаче «Рамы с клеймами истории Ярославской-Казанской иконы Богоматери». Написанная в XVII веке икона-рама осталась в собрании музея. Казанскому монастырю в 2013 году была передана копия. Музей стал инициатором создания списка иконы-рамы, что является продолжением жизни памятника и развивает древнюю традицию распространения почитания чудотворной иконы. Музей вложил собственные средства в создание копии иконы-рамы.

В 2014 году на основе изучения коллекции древнерусского искусства, осмысления особенностей иконописи XVI века совместно с народным художником России Николаем Мухиным музей воссоздал утраченную святыню. Образцом стал выявленный сотрудниками Ярославского художественного музея «Новый Иерусалим», единственный сохранившийся список с чудотворной иконы. Это очень хорошая практика. Ранние памятники требуют особой сохранности, наблюдения специалистов в музейных стенах.

– Вы активно пополняете коллекцию, приобретая не только творения мастеров прошлого, но и работы наших современников: Максима Митлянского, Элия Белютина и других. Не планируете в будущем открыть еще и музей современного искусства? 

– Это действительно наша мечта, осуществить которую мы надеемся к 100-летию музея. Пока не получается показывать современное искусство так, как того бы нам хотелось: оно требует совершенно иных пространств, больших площадей, другой архитектуры и нестандартного освещения. Музей в ближайшие пять лет приложит все усилия для создания музея современного искусства.

– Особую ауру вашему музею создает любовно взлелеянный губернаторский сад, где в прошлом году впервые зацвели сакуры. А еще атмосфера синтеза искусств, когда в исторических стенах проводятся музыкальные и театральные вечера.

– Сад – предмет особой заботы нашего научного сотрудника, профессионального биолога Валентины Михайловны Виноградовой. Благодаря ее усилиям ярославцам и гостям города явилось чудо – цветение сакур. Она нашла решение застарелой проблемы: под сенью старых дубов и лип долго не росла трава, а сейчас всю территорию сада покрывает ровный зеленый ковер. На нем особенно рельефно выделяются парковые скульптуры, число которых ежегодно увеличивается. Например, в этом году добавилась «Обнаженная», в прошлом – три работы Зураба Церетели. У нас по-прежнему проходят музыкальные пятницы, выступает ансамбль «Барокко».

– Что, по-вашему, Год культуры изменил в общественном сознании?

– Увеличилось число посетителей нашего музея на 30 процентов и достигло 140 тысяч в год. Востребованность в новом культурном продукте возросла не только в Ярославле, но и в регионе. Тутаев с нетерпением ждет открытия экспозиций в филиале нашего музея «Дом на Новинской», сейчас там идет масштабная реконструкция: в здании заменены стропила, кровля, система отопления переводится на газ. 

А что касается самих учреждений культуры,то для нас Год культуры – всегда.

Фото Ирины Пичугиной

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n44zg/
интервью

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость