Анна Можейко, Промсвязьбанк: «Факторинг – плечо для малого бизнеса»

Анна Можейко, Промсвязьбанк: «Факторинг – плечо для малого бизнеса»


В непростых рыночных условиях для предприятий малого и микро-бизнеса, работающих на условиях отсрочки платежа, незаменимым инструментом становится факторинг, – считают в Промсвязьбанке и, несмотря на общий  экономический спад, прогнозируют рост факторинга, в частности в сегменте МСБ.  Об этом мы разговариваем с заместителем управляющего ярославского филиала Промсвязьбанка Анной Можейко.

- Анна, чем объясняются столь оптимистичные прогнозы роста факторинга?

 – Сейчас, в кризисных условиях,  мы наблюдаем цепную реакцию, которая приводит к ухудшению платежной дисциплины, подрыву доверия даже к давним партнерам по бизнесу.  Сокращение ликвидности в торгово-производственных цепочках и возрастающие риски просрочек платежей – вот факторы, усиливающие спрос на факторинг, который позволяет решить проблему кассовых разрывов и застраховаться от финансовых рисков. Факторинг используют при торговых операциях, например, в оптовой торговле или при закупках сырья или какой-либо продукции. Он позволяет сразу после отгрузки получать деньги, а не ждать оплаты по два месяца. Платит банк. Кроме того, он помогает клиентам профессионально управлять дебиторской задолженностью и дисциплинировать контрагентов.  В кризис это важно как никогда.  Неудивительно, что сегодня мы  отмечаем растущий интерес к факторингу со стороны малого бизнеса.

– Факторинг – это своего рода альтернатива кредиту, когда ты точно знаешь, что заказчик оплатит через несколько недель, а твоему бизнесу средства нужны уже сегодня? 

– Действительно, эти услуги, кредит и факторинг, часто сравнивают. Обе связаны с финансированием оборотного капитала. При этом с точки зрения кредитора  факторинг – инструмент более защищенный: взамен выданных средств фактор (банк) получает право требования дебиторской задолженности, а компания-должник, как правило, является более надежной, чем сам поставщик товаров и услуг.  Например, федеральные  торговые сети по кредитному рейтингу значительно превосходят многих своих поставщиков и подрядчиков. Однако платить за товар они предпочитают с большой отсрочкой. Такую «благополучную» задолженность фактор и готов выкупать. В то время как ситуация с кредитованием бизнеса, особенно беззалоговым, остается довольно сложной.

– Если говорить о потенциальном клиенте по факторингу, что можно назвать «входным билетом» для пользования услугой? Какие требования предъявляет банк к клиенту? Вы оцениваете обороты компании или что-то еще?

 – Такого понятия, как «входной билет», для желающих воспользоваться факторингом, у нас нет. Наши базовые требования к клиенту очень просты. Первое, это должен быть легальный, т.е. полностью соответствующий законодательству РФ, бизнес. Второе - прозрачные («белые») безналичные расчеты с контрагентами без каких-либо теневых схем, векселей, бартера и т.д. Третье – отсрочка платежа с дебитором в пределах 150 дней. И, наконец, финансовая устойчивость и положительная платежная дисциплина дебитора, его согласие работать по схеме факторинга.

                  

    


С 2013 года, по данным Ассоциации факторинговых компаний, Промсвязьбанк занимает первое место среди российских факторов по обороту в сегменте МСБ. В 2015 году банк выделил фактринг для среднего, малого и микро бизнеса в отдельное направление и продолжает усиливать свои позиции на данном рынке, предоставляя предприятиям МСБ продукты, разработанные специально для них.   


  

                                                                        

Если компания работает меньше полугода, то может ли она воспользоваться услугой факторинга?

– Может, но только в том случае, если предприятие является продолжением бизнеса уже опытного предпринимателя, который по определенным, понятным нам причинам решил зарегистрировать новую компанию. В любом случае, чтобы одобрить услугу, нам потребуется минимум 3-месячная положительная история сотрудничества с дебиторами, передаваемыми на факторинг.

–  Для фактора, в данном случае – банка, как вы уже сказали, очень важна репутация дебитора.  В случае с крупными сетями и корпорациями проверить ее не составляет большой сложности.  А принимаете ли вы на факторинг сделки, где обе стороны представляют малый бизнес?

–  Не секрет, что большинство факторов предпочитает работать исключительно с «топ-дебиторами». Однако далеко не все малые и средние предприятия продают свой товар или оказывают услуги крупным федеральным сетям и огромным корпорациям. Часто их контрагентами выступают средние региональные дистрибуторы, небольшие производственные компании. В этом клиентском сегменте спрос все еще значительно превосходит существующее факторинговое предложение. Между тем, Промсвязьбанк накопил большой опыт оценки и управления рисками при работе с малым бизнесом, на него мы и опираемся, предоставляя услугу.

– Поговорим непосредственно об услуге.  Факторинг бывает с регрессом и без. Что это значит и как клиенту понять, какой вариант в его случае предпочтительней?

– Регресс — право фактора потребовать возврата финансирования от Поставщика в случае неоплаты поставки Покупателем (Дебитором).

Факторинг  без регресса ближе к страховой услуге, он позволяет поставщику снять с себя риск неплатежей со стороны покупателей. Фактор покупает дебиторскую задолженность  вместе с риском неплатежей. В случае, если дебитор во время  не рассчитается, именно факторинговая компания будет озабочена тем, чтобы взыскать с него долг. Для этого фактор использует все доступные, предусмотренные законом средства, такие как, переговоры с должником, судебное взыскание или продажа долга третьим лицам, в т.ч. коллекторам, с уведомлением должника.

Факторинг с регрессом ближе к кредиту или овердрафту. Это, по сути, беззалоговое финансирование под уступку дебиторской задолженности. В таком варианте риски берет на себя поставщик. При несвоевременных расчетах фактор ведет работу и с дебитором и с поставщиком.

– Существует понятие «скрытый факторинг».  В этом случае не нужно уведомлять дебитора?

Скрытый факторинг - это вариант максимально близкий к кредиту. Дебитора не уведомляют о том, что поставщик использует факторинг, его подпись не требуется.  Схема может быть только регрессной. То есть фактор, получив информацию о поставке в адрес дебитора, предоставляет поставщику финансирование. Схема работы поставщика и покупателя не меняется:  так как дебитору неизвестно о факторе, он оплачивает товары и услуги на счет поставщика, а тот в свою очередь перечисляет их фактору.

Как показывает практика, не все дебиторы в России, в том числе и федеральные сети, в настоящий момент  готовы к открытому факторингу. Потому  мы наблюдаем интерес к скрытой услуге.

– Вопрос, который, безусловно, волнует бизнес: какое вознаграждение банк получает за свои услуги?

– В нашей сфере существует три вида комиссии, и каждый фактор выбирает, какие из них применять при разных схемах услуги.  Во-первых, в факторинге существует ежедневная комиссия за финансирование, похожая на ставку по кредиту. Во-вторых, фактор может взимать плату за административное управление дебиторской задолженностью, т.е. за комплекс услуг, связанных с верификацией, обслуживанием, управлением и сбором «дебиторки». И, наконец, комиссия за риск. 

С учетом всех выплат, вознаграждение фактора может составлять от 1,5 до 3% от суммы поставки, в зависимости от отсрочки платежа, состава оказываемых факторинговых услуг и связанных с ними рисков для фактора

– Анна, и последний вопрос от тех, кто увидел, как можно использовать факторинг в своей деятельности и готов оформить заявку. Как быстро банк примет решение о возможности финансирования и как скоро поступят деньги? 

Time to yes 7 дней, Time to money 3 дня.

Могу сказать, что мы стремимся к лучшему клиентскому предложению в сегменте малого и среднего бизнеса, в том числе и в такой важной компоненте как скорость рассмотрения заявок и выдачи финансирования.

Наши преимущества – опыт, технологии и, главное, профессионализм команды. Интернет-факторинг и колл-центр – это, безусловно,  хорошо, но никто не заменит персонального менеджера, который всегда готов помочь, проконсультировать и найти решение в любой, даже самой нестандартной ситуации. Я убеждена, что и предприниматели, работающие в сегменте МСБ стали намного опытнее и грамотнее в экономическом отношении. Они ищут наиболее выгодные пути привлечения финансовых ресурсов. Им нужны стабильные поступления денег без лишних хлопот и издержек на оформление займа, гибкие условия его привлечения. А это как раз то, что может дать Промсвязьбанк в рамках такой услуги, как факторинг.  Для тех, кто хочет получить дополнительную информацию по факторингу для малого бизнеса, я рекомендую обращаться в Управление малого и среднего бизнеса по телефонам (4852) 78-18-46, 78-18-47. Мы находимся в офисе Промсвязьбанка на ул. Рыбинской, 46. Также информацию можно получить на сайте банка: www.psbank.ru. На правах рекламы. ОАО «Промсвязьбанк». Генеральная лицензия Банка России №3251.

Тэги:Промсвязьбанк