Главное:
Ирина Лихачева, руководитель главного бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области: «Процедура установления инвалидности максимально прозрачная и доступная»

Ирина Лихачева, руководитель главного бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области: «Процедура установления инвалидности максимально прозрачная и доступная»

Служба медико-социальной экспертизы, ранее известная как ВТЭК, сегодня находится в центре общественного внимания. В ближайшее время в Общественной палате РФ состоится мероприятие с участием отраслевых экспертов и членов ОП РФ. Речь пойдет о проблемах в системе МСЭ.

Ирина Владимировна, по статистике каждый десятый житель Ярославской области – инвалид. А значит, каждый десятый житель обращался в вашу службу. Цифры впечатляют. Как это происходит?

– Наше учреждение является федеральной структурой и оказывает государственную услугу по проведению медико-социальной экспертизы. Что это такое? Это определение инвалидности человеку любого возраста, установление степени утраты профессиональной трудоспособности, разработка индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, а также разработка программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Чем мы отличаемся от ВТЭК? Если по-простому, то ВТЭК рассматривала вопросы инвалидности в зависимости от трудоспособности гражданина, а в центре внимания был трудоспособный человек. В силу какого-нибудь заболевания или травмы он мог работать либо с ограничениями, либо совсем не мог работать. Ему устанавливалась инвалидность, назначалась пенсия, при этом пенсия по 3 группе инвалидности компенсировала часть утраченного вследствие изменений условий труда заработка. К нам же обращаются граждане любого возраста, от младенцев до глубоких стариков. Обращаются они к нам за предоставлением государственной услуги по проведению медико-государственной экспертизы.

– Именно вы устанавливаете группу инвалидности?

– Да. Именно мы устанавливаем инвалидность: лицам старше 18 лет – группу инвалидности, лицам до 18 лет категорию «ребенок-инвалид», и всем инвалидам разрабатываем индивидуальную программу реабилитации и абилитации.

– Вы только прописываете программу реабилитации или обеспечиваете ее выполнение?

– Мы ее разрабатываем и ориентируем инвалида, куда ему дальше обращаться. Для учреждений и организаций, которые указаны в программе реабилитации как исполнители, она обязательна для исполнения.

– Допустим, приходит мама с пятилетним ребенком. Что должно произойти, чтобы ваша служба им занялась?

– У ребенка должны быть стойкие нарушения функций организма, обусловленные имеющимся нарушением здоровья. Это устанавливается в медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь. Ребенку оформляется направление на медико-социальную экспертизу или «посыльной лист», как его называют в народе, и с этим направлением он приходит к нам на комиссию.

Пришли. Вы назначаете экспертизу. Что может установить экспертиза?

– При проведении медико-социальной экспертизы проводится оценка степени выраженности стойких нарушений организма, оценивается наличие и степень ограничений жизнедеятельности в соответствии с возрастной нормой биологического развития ребенка. При наличии стойких умеренных нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности ребенку устанавливается категория «ребенок-инвалид».

А вот другой пример. Старичку 88 лет. Он болен. Путь его жизни идет к логическому завершению. У него в руках тот самый посыльный лист из медучреждения, о котором вы говорили.

– Это тоже наш пациент. В случае если гражданин сам не может прийти и подать пакет документов, необходимых для проведения МСЭ (а Учреждение МСЭ находится в Заволжском районе рядом с областной больницей), то он может направить заявление с необходимыми документами по почте, поручить родственникам или знакомым привезти нам заявление с документами, внук может помочь дедушке послать подписанное заявление посредством электронной почты либо через Портал государственных услуг. После изучения документов врачи бюро определят дату и вид освидетельствования (очное в бюро, очное на дому или заочное) и уведомят получателя государственной услуги по телефону или направят приглашение. Возможно, в конкретном случае экспертизу проведут заочно, а справку о результатах МСЭ и индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида вышлют почтой.

– Ирина Владимировна, вы рассказываете какие-то фантастические вещи…

– Отнюдь. Это обычная наша практика. Процедура установления инвалидности максимально прозрачная и максимально доступная. За прошлый год медико-социальная экспертиза была проведена более 23 тысячам граждан.

Кто–то уже имел инвалидность, а 5934 гражданам она была установлена впервые.

– Сколько всего жителей области имеют инвалидность?

– На сегодняшний день около 130 тысяч. И это при населении чуть более 1 миллиона 200 тысяч.

– Получается 10 процентов от общего числа или каждый десятый.

– Да, это и всероссийский средний показатель.

– Расскажите, какие изменения произошли в вашей сфере за последнее время?

– Я работаю в службе МСЭ с 1999 года. Уже год ее возглавляю. К нам обращаются люди всех возрастов и социальных групп. Что можно отметить?

В последнее время увеличилось количество молодых людей, которые в силу заболевания потеряли профессию. Растет количество инвалидов первой группы. Мы недавно подводили итоги работы учреждения за прошлый год. В динамике четко видно, что показатели инвалидности первой группы растут. Идет рост уровня инвалидности по онкологическим заболеваниям, сосудистым заболеваниям. Причем инфаркты и инсульты молодеют. Когда я начинала работать в системе МСЭ, в 1999 году, то у нас была одна комиссия, которая смотрела онкологических больных. Теперь у нас их две, и обе они выполняют работу с более высокой нагрузкой.

– У вас есть какие-то запреты на информацию? Конечно, не считая персональных данных?

– Нет, запретов нет. Вся статистика открыта. Все наши действия строго регламентированы. Мы работаем по нормативной базе: это федеральные законы, постановления Правительства РФ и приказы ведомств.

– Сколько вам дается времени для установления инвалидности?

– Не более 30-ти дней. Мы стараемся очень четко организовать работу, чтоб человек не томился в очередях. И хорошо понимаем, что к нам попадают люди, которые прошли уже полный круг испытаний. Они уже знают свой диагноз, многие еще не смирились с ним. Кто-то не может работать в той же профессии и в той же должности, что раньше. Люди уже столкнулись с очередями в медучреждениях, где существует проблема получить явочку на анализ, на прием к специалисту. Не всегда быстро удается оформить направление на МСЭ. И мы оказываемся последним звеном на пути больного, поэтому стараемся очень внимательно относиться к людям, «подразгрузить» их, психологически поддержать. В зависимости от состояния человека, члены комиссии могут выехать к больному на дом, провести медико-социальную экспертизу заочно.

– Ирина Владимировна, приходится слышать о каких-то странных случаях. Например, человек с ампутированной ногой должен через год подтвердить инвалидность. Люди возмущаются и в своих оценках подчеркивают абсурдность такого положения вещей: у него что, за год могла нога отрасти?

– Да, такая проблема была раньше. Инвалид ежегодно должен был приходить в бюро МСЭ, и только спустя пять лет или при достижении пенсионного возраста получал бессрочную инвалидность.

Сейчас другой подход. Если, согласно медицинским документам, нарушение здоровья длительное, сопровождается стойкими нарушениями функций органов и систем и, к сожалению, ранее проводимые лечебно-реабилитационные мероприятия малоэффективны или не эффективны, мы можем уже при первичном освидетельствовании установить группу инвалидности «бессрочно». Кроме того, законодательство предусматривает для ряда заболеваний срок наблюдения не более двух лет. Это касается и примера, приведенного Вами. Человек с ампутированной ногой первый раз приходит к нам, чтобы оформить группу инвалидности и получить индивидуальную программу реабилитации. В течение года проводятся реабилитационные мероприятия, в т. ч. протезирование, сначала лечебно-тренировочным, а затем и постоянным протезом, адаптация инвалида к дефекту, к протезу. Через год мы оцениваем эффект от проведенных реабилитационных мероприятий, состояние в целом, степень адаптации к техническому средству реабилитации и решаем вопрос об установлении инвалидности той или иной группы бессрочно.

– А если человек научится пользоваться протезом?

– Все равно группа ему будет установлена бессрочно.

– Часто бывает, что больным отказывают и к вам не направляют?

– Медицинская организация может отказать в оформлении направления на медико-социальную экспертизу гражданину в случае отсутствия у него стойких нарушений функций организма и выдать справку об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу. В этом случае гражданин вправе обратиться к нам самостоятельно с предоставлением медицинской документации о состоянии своего здоровья. Но такие случаи редки.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4e3g/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость