Глава 18. Александр Карповцев: он мог возглавить российский клуб…

Глава 18. Александр Карповцев: он мог возглавить российский клуб…

На счету Александра было множество наград и кубков. Работая тренером, он стремился передать весь накопленный опыт молодым игрокам и мечтал сам оказаться у руля какого-нибудь клуба. Но не успел…

Справка «Ярославского Региона»

Родился 7 апреля 1970 года в Москве. Воспитанник хоккейной школы московского «Динамо». С 1987 года выступал за основу «милиционеров». В составе «Динамо» стал чемпионом СССР (1990, 1991), чемпионом СНГ (1992) и чемпионом Международной хоккейной лиги (1993). Привлекался в состав сборной СССР и России на международном уровне. В 1988 году выиграл «бронзу» молодежного чемпионата Европы, в 1990 году – «серебро» молодежного чемпионата мира, а в мае 1993 года получил титул чемпиона мира на взрослом уровне, за что был удостоен звания заслуженного мастера спорта. В 1990 году в 8-м раунде под общим 158-м номером был задрафтован клубом Национальной хоккейной лиги «Квебек Нордикс». 7 сентября 1993 года был обменян на Майка Херлбата в «Нью-Йорк Рейнджерс» и уехал за океан. В дебютном сезоне в НХЛ в составе «рейнджеров» выиграл Кубок Стэнли и вместе с Алексеем Ковалевым, Сергеем Зубовым и Сергеем Немчиновым стал первым из россиян, завоевавшим этот трофей. 14 октября 1998 года вместе с правом выбора в четвертом раунде драфта 1999 года был обменян из «Нью-Йорк Рейнджерс» в «Торонто» на Мэтью Шнайдера. Спустя два сезона не смог договориться с клубом о сумме контракта и вместе с правом выбора в 4-м раунде драфта 2001 года был обменян в «Чикаго Блэкхокс» на Брайана Маккейба. 9 марта 2004 года был обменян в «Нью-Йорк Айлендерс» на право выбора в 4-м раунде драфта 2005 года. Во время локаутного сезона 2004 – 2005 годов в НХЛ перебрался в Россию, где выступал за новосибирскую «Сибирь», а затем за ярославский «Локомотив», в составе которого стал бронзовым призером российской суперлиги. Осенью 2005 года вновь уехал в Америку, где провел 6 матчей за клуб «Флорида Пантерс», после чего вновь вернулся в «Сибирь». В сезоне 2007 – 2008 годов перешел в омский «Авангард», но еще до нового года принял решение завершить игровую карьеру. В 2008 году перешел в тренерский штаб ярославского «Локомотива», став серебряным призером российской суперлиги. В следующем сезоне занял должность помощника главного тренера в казанской команде «Ак Барс» и стал победителем первого розыгрыша Кубка Гагарина. 29 января 2010 года вернулся на тренерский мостик ярославского «Локомотива». В сезоне 2010 – 2011 годов вместе с «железнодорожниками» стал бронзовым призером чемпионата КХЛ. До момента трагедии 7 сентября 2011 года занимал должность помощника главного тренера команды по работе с защитниками.

Коренному москвичу Саше Карповцеву, казалось, жизнь благоволила всегда. Еще в детские годы ему посчастливилось оказаться в хоккейной школе столичного «Динамо» – одной из сильнейших в Союзе. Именно «Динамо» дало Александру путь в большой хоккей. Хотя первым наставником Александра, конечно же, был его папа – Георгий Карповцев, который и сподвиг мальчика к занятиям хоккеем. В честь отца в «Динамо» к Саше даже прикрепилось прозвище Жора.

«Вся команда называла отца дядей Жорой, – рассказывал как-то в одном из интервью Александр. – Он был чрезвычайно популярным человеком в «Динамо». Громче него вряд ли кто-то кричал на наших матчах – он так яростно за нас болел, что мог запросто пообещать убить судью. Поэтому ребята и стали называть меня Жорой, а когда в «Динамо-2» появился мой брат Андрей, он был окрещен «младшим Жорой». Я вообще отцу очень благодарен – с тем же азартом, с каким он за нас болел, он заставлял меня пацаненком работать, преодолевать трудности, таскать тяжелые сумки с амуницией. Сейчас я понимаю, как много мне это дало».

Отцовские уроки не прошли для Саши даром. Еще тогда, в юношеские годы, он для себя усвоил: если хочешь чего-то добиться в жизни или спорте, то нужно всегда работать на пределе своих возможностей. Даже будучи уже зрелым хоккеистом, он никогда не позволял себе расслабиться: «В хоккее ни о каком снисхождении не может быть и речи. Если ты хочешь играть, то должен отрабатывать все упражнения, которые предлагают тренеры. Тебе дают шанс – нужно его использовать по полной программе».

Благодаря волевым качествам Карповцеву уже в 17 лет удалось пробиться в основной состав одного из сильнейших клубов Советского Союза – московское «Динамо». Становление хоккеиста проходило под чутким руководством таких выдающихся отечественных специалистов, как Владимир Владимирович Юрзинов и Петр Ильич Воробьев. В составе той команды бок о бок с Карповцевым играли настоящие хоккейные звезды: Владимир Мышкин, Равиль Якубов, Дарюс Каспарайтис, Алексей Жамнов, Игорь Королев, Алексей Ковалев, Александр Андриевский, Андрей Николишин и многие другие. Это был по-настоящему чемпионский состав, и у динамовцев тогда не было конкурентов, а четыре «золота», завоеванные командой на переломе 80-х и 90-х, лишь яркое тому подтверждение. Но, даже несмотря на жесткую конкуренцию, Карповцеву удалось всего за пару сезонов закрепиться в составе и стать капитаном динамовцев.

– С Сашей я познакомился, когда ему было еще 18 лет, – вспоминает наставник и друг Александра Карповцева тренер Петр Воробьев. – Тогда его еще только начинали привлекать к играм за команду мастеров. Но уже начиная с 90-го года Саша стал полноправным игроком команды. Чувствовалось, что парень запрограммирован играть на высшем уровне. А в сезоне 1992 – 1993 годов команда выбрала его капитаном. Знаете, стать чемпионом в 23 года в команде, которая четвертый раз подряд шла к чемпионству, дорогого стоит. Но Сашка этого заслуживал и с достоинством вынес такую ношу.

Чемпионство 1993 года стало одной из самых ярких страниц в карьере хоккеиста Карповцева. Вот как Александр сам вспоминал о том сезоне лихих 90-х:

«Тот сезон значительно отличался от предыдущих. Нас ведь всех собрал и натренировал Владимир Владимирович Юрзинов. Вторым при нем был Петр Ильич Воробьев. Тут перед сезоном раз – главный уезжает в Финляндию, мы остаемся с Воробьевым. Уже стресс. Хорошо хоть мы тогда относились еще к КГБ – он уже по-другому тогда назывался, но еще не ФСБ. И нас как-то ограждали от всех проблем, в том числе и криминальных. Это было очень кстати. Бывало, люди приезжали на базу, говорили мне вкрадчиво: «Саша, жизнь такая тяжелая сейчас, если возникают какие-то проблемы – обращайся к нам». Ну, за процент хотели помогать. Но в «Динамо» было командное собрание, на котором сказали: «Любой наезд – сразу к руководству».

И правда, все решалось в один день. У нас ведь и финал плей-офф с Тольятти был по этой теме. Первый матч финальной серии надо было играть в Тольятти. Тогда это был очень лихой город. Условно говоря, некие ребята снимали несколько этажей гостиницы, жили там, и в эту гостиницу весь Тольятти нес деньги. И был разговор, что эти ребята очень хотят победы «Лады». Чтобы оградить «Динамо» от какого-либо влияния, команду поселили за городом, в доме отдыха. Перед нами туда заехали очень серьезные люди в штатском, зачистили все вокруг и внутри. Никто и близко к нам не подъезжал.

Но самым тяжелым в том плей-офф был полуфинал с Челябинском. До финала тогда как играли – серия до двух побед, один матч на выезде, два следующих дома. И перед первой встречей Петр Ильич выдал. Сейчас-то я понимаю, что у каждого тренера свой метод накачать команду как можно сильнее, чтобы она выпрыгнула на лед. Майк Кинэн вставал на стол и кричал. А Петр Ильич перед серией с «Трактором» сказал: «Я недоволен первой пятеркой». А там мы играли, да и здорово играли-то. Я не понял этих слов и решил выступить: «Петр Ильич, при всем уважении вы не правы. Посмотрите статистику – мы здорово играем, тащим команду. Не хочу сказать, что команда не играет, но мы делаем результат: каждый матч плюс три, плюс четыре делаем». А Воробьеву никто в жизни не отвечал на собраниях. Ну и вышли играть – 1:2 попали. Все на нервах, одно на другое наложилось: я поругался с Воробьевым, мы проиграли первый матч.

Приезжаем в Москву – с меня снимают капитана, переводят в третье звено к Николишину. Выходим играть второй матч, попадаем опять по ходу встречи – снова 1:2. Две минуты – и мы из плей-офф вылетим. Я сравниваю счет – в овертайме побеждаем. Решающую встречу по буллитам взяли. Только мне там палец раздробило: Давыдов из Челябинска щелкал, а я пошел под бросок – присел и руки расставил в стороны. Ну и прилетело».

Играть действительно приходилось за гранью возможного. Но тренерский подход Петра Ильича Воробьева оказался действенным, и команда в буквальном смысле вырвала заветный трофей в финальной серии у «Лады» со счетом 3:0. Первым, кто поднял кубок над головой, был динамовский капитан Саша Карповцев. Однако это был последний сезон Александра в составе москвичей. Многие отечественные хоккеисты поменяли тогда родные клубы на шанс заблистать в Национальной хоккейной лиге. Воспользовался своим шансом и Саша, перебравшись из «Динамо» в американский «Нью-Йорк Рейнджерс». Это был серьезный вызов для хоккеиста.

«В первые годы в Америке меня часто подмывало послать все к чертовой матери. Ужасное ощущение, когда языка не знаешь, а все твои близкие, большинство друзей, дом – за океаном», – признался как-то Александр в одном из интервью.

Но он переборол все тяготы и невзгоды и остался, о чем, пожалуй, никогда не жалел. В тот год, когда Карповцев оказался в «Рейнджерс», ньюйоркцы сколотили очень серьезный коллектив и как никогда были готовы побороться за Кубок Стэнли. Роль ведущего игрока команды тогда занимал легендарный канадский центрфорвард Марк Мессье, а у руля команды находился один из самых ярких и харизматичных тренеров НХЛ – Майк Кинэн, который за свой метод работы с молодежью получил за океаном характерное прозвище Железный Майк.

«Помню, как пришел Кинэн и сразу начал нас гонять, как бобиков. Это были совершенно сумасшедшие тренировки, но если мы проигрывали контрольный матч, то нас заставляли бегать еще больше – за пределами человеческих сил, – вспоминал как-то Александр про своего тренера из «Рейнджерс». – Он выжимал из человека максимум. И для того, чтобы ты все время играл на 100 процентов, он постоянно душит тебя, унижает, орет, бьет кулаком по почкам. Давай, мол, давай, надо прибавить. У меня-то с ним проблем не возникало: я выходил, работал и никуда не лез, поскольку был в НХЛ первый год и английского не знал. Но один случай не забуду никогда. Кинэн вызвал четверых русских – Зубова, Ковалева, Немчинова и меня, вскочил на стол и стал сверху орать, какие мы, русские, плохие, нам не дано выиграть Кубок Стэнли и мы никогда его не выиграем. Этот визг, мат-перемат стоял как минимум минут 20. Зубов с Немчиновым пробовали что-то возразить, но это было бесполезно. И ведь он сделал это все не потому, что терпеть не мог конкретно Зубова, Ковалева, Немчинова и Карповцева, просто таким образом он пытался нас завести на решающие матчи».

Кинэн мог и заводил свою команду, и «рейнджеры» буквально на одном дыхании домчались до финала Кубка Стэнли. Но, когда уже стало казаться, что команде ничто и никто не сможет помешать повторить успех 54-летней давности и завладеть заветным трофеем, на пути ньюйоркцев появился неприступный «Ванкувер Кэнакс», который чуть было не развеял все надежды. В итоге все решилось в седьмом (финальном) матче серии. Перед выходом хоккеистов на лед Кинэн произнес такую речь в раздевалке, что даже много повидавший в хоккейном мире Марк Мессье назвал ее так: «Самая великая накачка, что я когда-либо слышал». Не без труда «рейнджеры» выиграли решающую игру со счетом 3:2, и Александр вместе со своими земляками Алексеем Ковалевым, Сергеем Зубовым и Сергеем Немчиновым стали первыми россиянами, завоевавшими величайший хоккейный трофей всех времен и народов – Кубок Стэнли.

– Я навещал Сашу, когда был в Америке, – вспоминает Петр Воробьев. – Они тогда как раз играли в финале Кубка Стэнли с «Ванкувером». Купить билет на финал было очень сложно, но Саша все же достал мне билетик.

Спустя годы, уже вернувшись в Россию, Александр так вспоминал события того матча: «Если честно, я сейчас не могу вспомнить своих эмоций. Помню только огромное удовлетворение от хорошо проделанной работы. Тогда в «Рейнджерс» была отличная команда: Майк Рихтер, Брайан Лич, Марк Мессье, Алексей Ковалев, Сергей Немчинов, Сергей Зубов… Но эта победа была так давно, что теперь остались только воспоминания. Когда поднимал Кубок, то осознавал только одно: победил! Все это осталось в истории, кто об этом вспомнит?»

Александр вовсе не скромничал, когда произносил эти слова, ведь главным в заокеанской карьере хоккеиста были вовсе не кубки и награды, а тот опыт, который он приобрел и который впоследствии помогал ему уже на тренерском посту. В Америке Карповцев завел множество знакомств и приобрел много новых друзей. Так, в «Рейнджерс» Александру посчастливилось поиграть вместе с великим Уэйном Гретцки.

«Из-за того, что Мессье всегда играл с парой Буккибум – Лич, меня вначале решили попробовать в звене Гретцки, – вспоминал впоследствии Александр. – И сразу же у нас стало хорошо получаться, хотя, по-моему, любой защитник, стремящийся играть в пас, не может не сработаться с Уэйном, потому что он постоянно и здорово открывается и ему можно в любой момент отдать шайбу. Так как мы быстро поняли друг друга, нас оставили вместе. Он очень уравновешенный и приветливый, никогда на тебя не накричит и на собраниях глотку драть не станет. Он и в команде очень спокойно себя ведет, и дома – я в этом убедился, когда во время выезда в Лос-Анджелес Уэйн пригласил всю команду к себе в гости. Мы играли в гольф, жарили барбекю. Ни о какой звездной болезни применительно к Гретцки не может быть и речи. Он всегда готов организовать вечеринку, с удовольствием с тобой посидит, выпьет пивка, потолкует за жизнь».

Все эти качества вполне можно отнести и к самому Александру, который всегда был душой в любом коллективе. Еще в юношеской команде «Динамо» во время переездов из одного города в другой он любил развлекать сверстников игрой на гитаре: «На гитаре я научился играть давным-давно. «Динамо», юниорскую сборную перед чемпионатом мира в свое время развлекал. Помню, поехали на автобусе в Ярославль на товарищескую игру – так я четыре часа без остановки играл…»

– Саша всегда был общительным и веселым, – вспоминает тренер Анатолий Хоменко. – Он знал множество историй и был знаком со многими знаменитыми людьми. Мы с ним познакомились, когда он пришел работать в тренерский штаб «Локомотива». Он был уже человеком с именем. У нас были чисто рабочие отношения. Он, видимо, был по натуре жаворонком и вставал очень рано. По крайней мере, в «Арену» он приезжал раньше всех, вычитывал все новости и, когда я приходил, посвящал меня во все текущие события.

С ярославским «Локомотивом» Александра связывало многое. Еще до завершения карьеры хоккеиста он успел поиграть за «железнодорожников» во время локаутного сезона 2004 – 2005 годов в НХЛ. В том «бронзовом» для Ярославля чемпионате защитник провел под руководством Кари Хейккиля 42 игры. А спустя годы он встал уже рядом с Хейккиля на тренерский мостик «Локомотива» и выиграл с ярославцами серебряные медали российской суперлиги. Третье возвращение Карповцева на берега Волги состоялось в январе 2010 года, когда Александр Георгиевич был назначен помощником тогдашнего рулевого «Локо» Петра Воробьева.

– Сашка очень много помогал мне в том плей-офф, – рассказывает Петр Ильич. – На нем лежала большая работа по подготовке статистики и видеоматериалов основных направлений игры соперников. Сашка очень не любил лжи, что является большой редкостью в наше время. Он всегда был честен и порядочен. Нравственные принципы, я думаю, для него были превыше всего на свете. Я уверен, что из него вышел бы хороший тренер.

Не секрет, что в будущем Александр хотел возглавить какой-нибудь из российских клубов. По крайней мере, все предпосылки для этого у него были. Но еще с большим нетерпением Александр ждал появления на свет сына-наследника, которого он непременно хотел отдать в хоккей и воспитать из него настоящего чемпиона. Однако до этого радостного события Александр Георгиевич не дожил четырех месяцев…

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/npz8/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость