Технологии будущего

Ярославец Артем Квасов стал победителем VII всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России» в номинации «Социальный бизнес года». О своем проекте в сфере дополнительного образования школьников и о технологиях будущего Артем рассказал корреспонденту.

– В чем суть вашего проекта, победившего в конкурсе?

– Я создал сеть образовательных центров для детей. В основном это инженерные курсы по робототехнике, программированию и химии. Большой акцент мы сейчас делаем на математику. На данный момент у нас открыто 18 филиалов, в ближайшее время мы планируем открыть дополнительные.

– Как возникла идея центра?

– Учась на втором курсе, я работал в подобной компании в Москве, преподавал математику, вел курс подготовки к ЕГЭ. Тогда и подумал, что в Ярославле подобных курсов дополнительного образования для детей не хватает. Все началось с обычных курсов подготовки к экзаменам. Впоследствии я стал воплощать в этом центре свои интересы, связанные с робототехникой и программированием. Я сам постоянно что-то изучаю в этой сфере, стараюсь узнавать что-то новое. Свои идеи я передаю преподавателям, которые непосредственно работают с детьми. Все это очень интересно, потому что уровень детей сейчас очень высокий. У нас есть ребята, которые в девять лет могут написать свое мобильное приложение под Android.

– А каков в основном возраст ваших учеников?

– Ребята с 5 до 14 лет занимаются у нас робототехникой, программированием, химией, математикой. Школьники старших классов приходят на курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. А для взрослых мы буквально недавно ввели курс компьютерной грамотности. Люди старшего возраста часто просили нас проводить такие занятия, и мы поняли, что сейчас это тоже очень актуально и нужно. Всего сейчас во всех наших филиалах обучается 900 – 1000 человек. Преподают им выпускники вузов. В Ярославле это в основном выпускники ЯрГУ имени Демидова.

– Для чего, на ваш взгляд, детям нужно изучать робототехнику?

– В первую очередь нужно понимать, что робототехника – это не столько собирание роботов, сколько развитие технического интеллекта. Дети развивают мелкую моторику, изучают основы программирования, укрепляют общую математическую базу. А тем, кто хорошо знает математику, и другие дисциплины даются гораздо проще.

– А в обычной жизни полученные на курсах навыки пригодятся?

– Конечно. Робототехника по факту начинается с основ электричества. Дети учатся подключать лампочки, светодиоды, изучают резисторы, транзисторы, прочие структурные элементы. И дальше они эти элементы могут соединять воедино, определенным образом программировать, задавать необходимые команды. И только после этого начинается сборка робота, который может взаимодействовать с окружающим миром. Многие наши ребята уже обладают навыками для работы в сфере так называемого интернета вещей, программировать датчики газа, датчики утечки воды…

Робототехника и программирование сейчас активно развиваются. Идет большая популяризация автоматизации, развитие искусственного интеллекта, нейротехнологий. Когда те, кто сейчас учится в первом классе, закончат одиннадцатый, нейротехнологический интеллект во многом заменит рабочую силу. И ребенку в любом случае придется под это подстраиваться. К сожалению, объяснить это родителям бывает сложно, тогда как дети и сами понимают, что за робототехникой и программированием будущее.

– Расскажите об участии в конкурсе «Молодой предприниматель». В чем были преимущества вашего проекта?

– Сначала мы прошли первый уровень в Ярославле. Я подал заявку со своим проектом и занял первое место в номинации «Социальный бизнес года». После этого я и мой коллега в номинации «Открытие года» отправились на федеральный этап конкурса. Всего там выступало 50 человек со всей страны. Мы должны были рассказать о своих проектах, предоставить бизнес-план, рассказать о достижениях и планах. Важным преимуществом моего проекта было то, что у нашего центра есть лицензия на осуществление образовательной деятельности. К сожалению, этого не хватает многим новым центрам дополнительного образования. Также я рассказал о достигнутых успехах и о том опыте, который был получен за четыре года работы.

– С какими трудностями пришлось столкнуться при создании центра?

– На начальном этапе главной трудностью было то, что мне на тот момент было всего 19 лет, и меня мало кто воспринимал всерьез. Первый филиал мы открыли в одной из школ в Крестах, и очень благодарны директору, что она предоставила нам помещения. Хотя относились к нам очень настороженно и отчитывали даже за самые мелкие недочеты. Когда я начал работать с помещениями, которые сдавались в аренду, стало гораздо проще.

Сейчас главные проблемы связаны с популяризацией собственно робототехники, в Ярославле эта область мало известна.

– И какие меры вы предпринимаете для популяризации этого направления?

– В первую очередь мы стараемся сотрудничать со школами. И здесь нам очень помог департамент образования Ярославской области. В начале 2016 года мы провели бесплатные мастер-классы по робототехнике и программированию в пятнадцати школах. Мы рассказывали детям, что такое робототехника, и ребята прямо на занятиях могли под руководством наших педагогов выполнить какие-то проекты. После этого благодаря поддержке департамента образования мы начали активное сотрудничество с рядом школ. Они выделяют нам помещения по выходным, а мы предоставляем им наборы для создания роботов, которые проектируем здесь, на занятиях. Мы обучили порядка 20 учителей основам преподавания робототехники, так что теперь они могут сами проводить занятия для своих учеников.

Также мы всегда готовы к реализации совместных проектов с руководством региона. И здесь главное, что нам нужно, – это информационная поддержка. Иногда мы проводим бесплатные мастер-классы для детей, в частности для ребят из детских домов. Недавно в двух детских домах мы провели благотворительные занятия для 150 ребят.

Фото Анны Соловьевой

Читайте также