Главное:

Доктор Айболит

Наложить гипс енотовидной собаке и перехитрить страуса эму под силу ярославне Оксане Соколовой

Когда в начале перестройки она пошла учиться на ветеринарного фельдшера, пределом ее мечтаний было лечить мурок и шариков. Но, как показала жизнь, девушка явно недооценила свои силы. Сейчас у нее более двух тысяч постоянных клиентов, чьи документы – «усы, лапы и хвост». Все они живут в Ярославском зоопарке.

– Белым львам не страшны морозы. Но при желании они могут в любой момент укрыться в помещении, – рассказывает главный ветврач зоопарка Оксана Соколова.

Уроженцы Африки Ярос и Лава нервно расхаживают по вольеру в ожидании завтрака. Каждый день им подают к столу по три-четыре килограмма говядины.

– Взрослая особь весит около полутора центнеров. Зимой масса тела увеличивается, – уточняет Оксана. – И тут главное – не дать кошачьим зажиреть. Однажды самка растолстела почти на десять килограммов, ребер было совсем не видно. Пришлось сокращать рацион.

Зверей готовят к холодам, хотя северный регион успел закалить многих южан. Профилактических прививок от простудных хворей братьям нашим меньшим не положено. Их вакцинируют по графику, независимо от времени года. Витамины все тоже получают регулярно.

– А чтобы животные не заболели, переводим их на «зимние квартиры» с электрическими обогревателями. Первыми – аистов, журавлей, фламинго и других теплолюбивых птиц. Их нужно содержать при температуре не ниже плюс пяти градусов. Енотовидные собаки уже впали в спячку, скоро на боковую отправятся и бурые медведи, – перечисляет Соколова.

Еще в детстве Оксана не могла равнодушно пройти мимо голубя с подбитым крылом или брошенного котенка. Поэтому, особо не раздумывая, выбрала профессию ветеринара и поступила в Великосельский сельхозтехникум близ Гаврилов-Яма. После окончания учебы Соколову направили по распределению в колхоз «Колос» в Даниловском районе. Несмотря на то, что в дипломе у выпускницы было написано «ветеринарный фельдшер», перед молодым специалистом поставили самые серьезные задачи.

– Тогда нашей отрасли не хватало квалифицированных кадров, – вздыхает Оксана, – вот мне и поручили выполнять обязанности врача. Все это не совсем соответствовало моим представлениям о профессии. У меня в голове были попугайчики и хомячки. А тут вдруг крупный рогатый скот!

Девушка вернулась в Ярославль. Устроиться в ветклинику не получилось: о таком количестве частных лечебниц для четвероногих друзей, как сейчас, в 1990-х годах не могло быть и речи. Десять с лишним лет Соколова отработала в областной ветеринарной лаборатории и подсобных хозяйствах колоний. А между делом заочно окончила Кировскую сельхозакадемию.

– Полтора года назад я пришла на экскурсию в зоопарк, – вспоминает Оксана. – Случайно встретила своего знакомого, он сказал, что в штат требуется ветврач. Я сразу загорелась.

Как и следовало ожидать, иметь дело с экзотическим контингентом оказалось невероятно увлекательно. Правда, для начала пришлось раз и навсегда побороть страх перед представителями дикой фауны.

– Звери чувствуют, когда человек дрожит от ужаса, становятся недоверчивыми, – объясняет медик. – Для того чтобы исключить агрессию в свой адрес, нужно просто соблюдать меры предосторожности. Заходить в вольеры разрешается только в сопровождении киперов (рабочих по уходу за животными), которые хорошо знают повадки своих подопечных. В случае с крупными животными используются средства фиксации, духовые и пневматические ружья.

Часто доктору Айболиту приходится проявлять смекалку и действовать сообразно обстоятельствам.

– Страусы эму в брачный период становятся агрессивными. Однажды самец и самка крупно повздорили. Нужно было обработать рану страусихе. А как к ней подступиться? – приводит пример Соколова. – Думали-думали, и тут кто-то предложил накинуть на голову птице мешок. Не поверите, она застыла как вкопанная!

По словам Оксаны, обитатели зоопарка не доставляют медицинскому персоналу особых хлопот. Но если кто-то не на шутку разболеется, к их услугам – «ведомственная» ветклиника прямо на территории.

– Последний раз нас поставила на уши енотовидная собака, которая сломала заднюю правую лапу, а потом долго и упорно снимала гипс, – добавляет Соколова.

Несколько раз в год помочь профессиональными советами приезжает главный ветврач Московского зоопарка Михаил Альшинецкий.

– Каждый день я узнаю что-то новое. У животных очень разные судьбы и характеры, – рассуждает ярославский доктор. – Мне никогда не бывает скучно. За это я и люблю свою работу.

Кстати

Сердобольные горожане часто приносят в зоопарк хищных птиц с повреждениями грудины и крыльев. Среди пострадавших много слетков – птенцов, у которых слабо развита координация движений. Те, кто после травмы не может позаботиться о себе самостоятельно, остаются в зоосаде.

– Совсем другое дело, когда с нашей помощью хотят пристроить домашних питомцев, – предупреждает Оксана Соколова. – Например, после того как закончился год Кролика, к нам потянулись толпы желающих избавиться от подаренных кроликов.

Все получили вежливый отказ.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n26ac/
зоопарк

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость