Главное:

Заокеанские запчасти для советского автопрома

Почему машины в СССР походили на американские, и где можно достать покрышки тридцатых годов прошлого века

В гараже Андрея Лагузова ожидают восстановления два необычайно редких автомобиля: Desoto Сustom Sedan 1942 года и Hudson Eight convertible coupe 1938 года выпуска.

В феврале 1942 года промышленность США полностью переключилась на военные нужды. К выпуску гражданских автомобилей там вернулись лишь в 1945-м. Поэтому машины 1942 года выпуска считаются самыми редкими, и таких автомобилей Desoto сохранилось во всем мире всего около сорока. Экземпляр, в который Андрей пытается вдохнуть жизнь, был куплен отечественным автозаводом для изучения конструкции. Машина была единственной на территории Европы и Азии более 60 лет. И таких исключительных экземпляров в коллекции ярославца немало. Вот рядом сосед по гаражу, Hudson, в свое время на нем возили американского посла в Германии. Позже автомобиль попал в руки немцев. В 1945-м советские войска вывезли его как трофей.

– Андрей, почему вы восстанавливаете именно уникальные автомобили?

– В этом есть свой смысл. Затраты на хорошую реставрацию всегда несоизмеримы со стоимостью нового автомобиля. Не очень редкие автомобили, например «Москвич-412» или «Жигули»- «копейку», можно найти в идеальном состоянии, в заводской окраске, с пробегом 20 – 30 тысяч километров. Например, ГАЗ-21 «Волгу» первой серии в оригинальном состоянии реально отыскать за 1,5 – 2 миллиона рублей. Если попытаться качественно отреставрировать ее, с полной разборкой всех частей по винтикам, то уйдет больше денег, нежели просто купить экземпляр, близкий по состоянию к новому автомобилю. Поэтому если браться за «Волгу», то разумно ее искать в редких комплектациях. Например, с коробкой-автомат или с восьмицилиндровым двигателем.

– Есть несколько подходов к реставрации. Если в одном достаточно сохранить неизменным внешний облик авто, то другой требует использования таких же запчастей, как стояли на машине, когда она покинула ворота завода. Вплоть до резинок, прокладок и покрышек. Какого из них вы придерживаетесь?

– Имея дело с уникальными автомобилями, мы можем себе позволить только второй способ реставрации. Если воссоздадим машину некорректно, а она в дальнейшем может стать образцом для изучения и подражания, то получится, что мы сфальсифицировали историю.

– А где сейчас взять все эти резинки, молдинги, уплотнители и покрышки семидесятилетней давности?

– В США есть компании, которые сегодня производят комплекты различных запчастей к старинным американским автомобилям. Все они выполняются по технологиям тех лет: если в оригинале прокладка была из пробки, значит, из пробки ее изготовят и сейчас. Никаких современных изысков. Так же варятся практически для любого американского автомобиля и покрышки. Они стоят по 150 – 200 долларов за колесо. Единственная сложность – каким образом перевезти в Россию. Для почты покрышки слишком большие, а чтобы заказать доставку, нужно купить большую партию.

– Получается, в Америке работает целая отрасль для реставраторов?

– Совершенно верно. И создана она не сегодня и не вчера, а в те же годы, когда создавались и сами автомобили. Сначала запасные части выпускали автоконцерны. С течением времени изготовлением занялись частные компании. Пока есть спрос, его выгодно удовлетворять. Если на редких машинах выходят из строя подшипники или другие трущиеся части, то энтузиасты или клубы заказывают их партиями на заводах, которые воспроизводят все это по старым чертежам и технологиям. Поэтому машины находятся в исправном состоянии. Следует отметить, что подобная система сложилась только в США. В Европе несколько другой порядок, как и другой подход к реставрации автомобилей.

– Бытует мнение, что все советские автомобили были скопированы с американских образцов.

– Это так только с виду кажется. Основная масса советских машин отличается по конструкции от западных аналогов. Кажущаяся похожесть вызвана тем фактором, что русско-американские торговые отношения после революции наладились одними из первых, и Соединенные Штаты начали поставлять нам автомобили. Затем корпорация «Форд» целиком построила завод в Горьком. К тому же вся верхушка партии предпочитала «паккарды». И когда русские инженеры проектировали автомобили, им предписывали соблюдать американскую стилистику. Так хотел заказчик. Поэтому машины и выглядят по-американски.

– Какие самые сложные моменты в реставрации?

– Самое трудное на сегодняшний день – найти специалистов, что практически невозможно. Люди, умеющие квалифицированно выполнить тонкую техническую работу, уже в возрасте. Им порой за 70 лет. Вся надежда на подрастающее поколение. Нужны механики, не столько умеющие перебрать автомобиль собственными руками, сколько способные организовать сам процесс реставрации, понять его суть, представить сущность самого автомобиля. К знаниям автомеханика требуется творческая составляющая, которая позволит находить на основе современных технологий нужные методики, чтобы автомобиль получался близкий к оригиналу. Допустим, краска, которая применялась в 1930-е годы, сегодня запрещена по экологическим причинам. Вот здесь и начинается творчество: как покрасить современными материалами кузов, раму и двигатель, чтобы они выглядели так, как будто покрашены в 1938 году.

– Раритетный автомобиль должен стоять в музее или ездить по дорогам?

– Автомобиль – это механизм. Его можно сравнить с часами: если их совсем не заводить, они выйдут из строя и будут просто висеть на стене. Так же и автомобиль: если будет стоять, то все механические части, в первую очередь резиновые, придут в негодность. Недопустимо хранить творение технического гения человека как стендовый экспонат. На нем нужно ездить – это даже не желание, а требование к хранению. Другое дело, что на такой машине «в булочную не ездят». Водить ее следует аккуратно, раз или два в месяц обязательно заводить, прогревать, ездить немного по хорошей погоде. Тогда автомобиль будет служить очень долго.

– Какие ощущения от поездки на «динозавре» автопрома?

– Один мой друг прокатился на отреставрированном автомобиле и сказал, что почувствовал себя в нем как Алла Пугачева! Вот таким огромным было внимание публики, что, конечно, несколько непривычно. А все равно стараешься показать автомобиль людям, рассказать историю, обрисовать технические характеристики. Иначе для чего все это делать? Конечно, для популяризации классических автомобилей. История – это всегда интересно!

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n273i/
пробкипромышленность

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость