Главное:

Крутой спуск

В СОК «Подолино» прошли первые соревнования по горнолыжному слалому памяти Ростислава Свитыча

Сам он ни разу не участвовал в соревнованиях. У него была другая миссия – приобщить к своему увлечению как можно больше людей. Ростислава Свитыча даже считают основателем детской горнолыжной школы в Ярославле. О Ростиславе Борисовиче читателям «СК» рассказала его вдова.

– Слава был очень увлекающимся человеком, – считает Маргарита Свитыч. – Занимался наукой, спортом, ходил в турпоходы. Честно говоря, я до сих пор не понимаю, как он все успевал.

Ростислав Свитыч родился в 1939-м в Одессе в семье инженеров водного транспорта. В Ярославль переехал вместе с мамой в 1954-м. После окончания школы поступил на физмат пединститута.

– Я училась на пятом курсе историко-филологического факультета. Наши пути вряд ли пересеклись бы, если бы не одно обстоятельство: в вузе существовал замечательный студенческий хор, где меня назначили старостой, – вспоминает Маргарита Александровна. – Однажды на репетиции появился парень, представившийся Ростиславом Свитычем. Я записала его в журнал посещаемости и подумала: «Это фамилия или отчество?». Оказалось, фамилия. Не то польского, не то сербского происхождения. В переводе она означает «солнце».

Летом 1958-го хор отправился на гастроли по районам области. Там и началась история счастливой пары, прожившей в браке почти полвека.

– В Пошехонском районе мы выступали прямо в поле. И после концерта решили искупаться. Плавала я плохо и в какой-то момент пошла ко дну. Слава сорвался с места, нырнул и вытолкнул меня из воды, – объясняет Свитыч. – Позже в Угличе мы вдвоем бродили по улицам. Он рассказывал о своей любимой бабушке, армянке по происхождению, и спел песню на армянском языке – красивую, про ласточку. Домой всем составом возвращались на пароходе. На Рыбинском море попали в шторм. Ребята попрятались кто куда мог. А я сидела на палубе, на скамейке, Слава лежал, положив голову мне на колени.

Маргарита Александровна 20 лет преподавала библиографию в культпросветучилище. Ростислав Борисович два года работал учителем физики в школе в поселке Константиновский Тутаевского района. А потом устроился в научно-исследовательский институт мономеров для синтетического каучука. Занимался исследованиями в области физической химии и защитил кандидатскую диссертацию.

– Лыжами Слава увлекся еще в студенческие годы. Все началось с обычных прогулок, – добавляет Маргарита Александровна. – На горные лыжи впервые встал во время поездки с друзьями на Кавказ.

В один прекрасный день Свитыч и компания загорелись идеей установить подъемник в окрестностях Ярославля. Подходящее место искали долго. Облазили все горки и овраги, но везде для полного счастья чего-то не хватало: то добираться неудобно, то нет доступа к электричеству. В конце концов выбрали склон рядом с деревней Михальцево Тутаевского района.

– Деньги мы собрали в складчину, – уточняет бывший конструктор моторного завода Светлана Иванова, – а когда подъемник был готов, организовали субботник: вкопали опоры, провели кабель и протянули трос. Так в нашем крае и зарождался горнолыжный спорт. Шел 1972 год.

Сначала лыжники переодевались у местных жителей. Но народу прибавлялось, и в избе стало тесно. Тогда Ростислав Борисович предложил обзавестись собственным углом.

– Нам передали помещение конюшни, принадлежавшее местной птицефабрике, – продолжает Светлана Николаевна. – Оставалось привести его в порядок. Со стройматериалами было туго. Поэтому пускали в ход все, что не сгнило: в Ярославле разобрали на доски несколько домов, предназначенных к сносу, здание заброшенной деревенской школы. Получился уютный домик, где могли переночевать 20 человек.

Скоро Свитыч открыл секцию, куда пригласил детей своих единомышленников. Тренировались в парке моторостроителей. А в начале нулевых Ростислав Борисович учил ребят кататься и на горных лыжах. Занятия проходили в спортивном парке «Изгиб» недалеко от Ярославля.

– Слава предварительно обзванивал всех и спрашивал: «Ну что, как дела? Уроки сделал? Завтра тренировка, не опаздывай», – улыбается Маргарита Александровна. – Он получал колоссальное удовольствие от общения с детьми. А уж в собственных души не чаял. Мы воспитали двоих сыновей.

В 2009-м Ростислава Борисовича не стало: не выдержало сердце.

– Без него невыносимо скучно, – переживает вдова спортсмена. – Слава заряжал всех своей энергией и даже в преклонном возрасте не умел спокойно ходить. Друзья подшучивали: «Свитыч-то у тебя все летает!». Конечно, он проводил с семьей не так много времени, как хотелось бы. Но я никогда не обижалась на него. Мой муж гордился тем, что для некоторых его воспитанников увлечение переросло в образ жизни, а затем и в профессию. А я гордилась и до сих пор горжусь своим мужем.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2md9/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость