Главное:
809

Ярославские чекисты 95 лет спустя

Накануне юбилейной даты управление ФСБ по Ярославской области раскрыло архивные документы губЧК 1917 – 1922 годов

29 марта 1918 года была образована Ярославская губернская чрезвычайная комиссия, заложившая основы формирования подразделений органов государственной безопасности на территории региона. Органы безопасности существуют в любом государстве, и во все времена именно на них лежит задача обеспечения стабильности, законности и порядка. Работа спецслужб почти всегда скрыта от общества.

Но проходит время, и некоторые детали становятся доступными обществу. За последние три года из печати вышло два тома сборника документов по истории Ярославской губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. О том, удалось ли авторам уникальной книги составить объективную оценку работы органов безопасности, основываясь на исторически выверенных источниках, наш разговор с кандидатом исторических наук, доцентом Московского государственного университета путей сообщения (ЯФ МИИТ) Николаем Рязанцевым.

– Николай Павлович, как возникла идея издания и кто осуществил такую масштабную работу?

– У историков, занимающихся этой проблематикой, идея возникла давно. А в начале 1990-х годов появилась возможность ознакомиться с документами из архива УФСБ по Ярославской области. На их основе было опубликовано несколько статей по истории ярославского мятежа, дезертирских восстаний времен гражданской войны. Была задумка создать что-то более солидное. Возможность осуществить идею появилась только в последнее время, когда ее поддержал начальник управления генерал-майор Владимир Хлыбов. Очень большой пласт документов был взят из фондов архива Ярославского УФСБ. В последние два тома вошли также документы из Центрального архива ФСБ, архивов УФСБ по Петербургу и Ленинградской области, Тверской и Омской областям. Большинство этих раритетов никогда ранее не публиковалось.

– В ходе исследования вами была выявлена точная дата создания Ярославской губернской чрезвычайной комиссии?

– Многие документы начального этапа деятельности чрезвычайной комиссии погибли во время белогвардейского мятежа в 1918 году. Считалось, что точную дату основания комиссии мы так никогда и не узнаем. Но анализ многочисленных источников все-таки позволил ее установить. Это 29 марта 1918 года.

– Какие факты из опубликованных документов вам показались наиболее интересными и необычными?

– Я бы рассказал не об отдельных фактах, а об общей картине истории губЧК и Ярославского региона в тот, безусловно, переломный для нашей страны период. Не секрет, что за последние годы история спецслужб нередко трактовалась через призму красного террора, беззакония, вседозволенности чекистов. Сформировалась своя мифология этого вопроса, в ряде случаев правильнее говорить о фальсификации. А между тем статус чрезвычайных комиссий в период 1918 – 1920 годов был настолько низок, что среди учреждений губернского аппарата власти они стояли на последнем (!) месте, вслед за милицией. Их функции были жестко ограничены должностными инструкциями и принципом «двойной подчиненности»: ВЧК и губисполкому.

Да, сотрудники ЧК жестко противостояли всем политическим противникам новой власти, осуществляли красный террор в ответ на белый. Но их жестко наказывали за превышение полномочий, за должностные преступления, за взятки. Фамилии расстрелянных за такие преступления чекистов печатались в местной прессе с указанием конкретной вины. Председатель Ярославской губЧК Вячеслав Домбровский в одном из документов просил губисполком «об отпуске тысячи аршин полотна… и ста катушек ниток ввиду катастрофического положения с бельем», так как у него в особом батальоне войск ВЧК 186 человек «совершенно голых».

– Какие основные направления работы ЧК в советское время можно выделить?

– В период гражданской войны – обеспечение государственной безопасности в самом широком смысле слова. Английские, французские, американские и прочие интервенты, которые высадились в Архангельске летом 1918 года и начали поход на Москву (через Вологду и Ярославль), вовсе не собирались восстанавливать «единую и неделимую Россию» или «привносить демократию» в нашу страну. Цели были очень конкретные: военно-стратегические, экономические и политические. Разрушить эти планы, в том числе на региональном уровне, такой была задача чрезвычайных комиссий. Ярославская губЧК, как показывают наши документы, на начальном этапе своей деятельности не смогла в полной мере этого сделать. Она не сумела предотвратить белогвардейский мятеж, который был составной частью планов Антанты и серьезно ухудшил стратегическое положение страны.

Меня в свое время поразил такой факт. После ликвидации мятежа в штабе Перхурова были обнаружены сотни чистых бланков советских паспортов. Те несколько сот офицеров, которые прибыли с Перхуровым в Ярославль накануне мятежа, получили приказ продержаться 5 – 7 дней до подхода англо-французских войск. Видимо, они не очень верили в свою победу, сомневались в союзниках, поэтому на крайний случай были готовы обзавестись новыми документами и раствориться среди гражданского населения.

– С окончанием гражданской войны деятельность чекистов изменилась?

– Я бы сказал, что существенно изменилась, но не стала легче. С переходом к нэпу на первый план вышла борьба с экономическими преступлениями: спекуляцией, хищениями продовольствия, должностными преступлениями, взяточничеством советских чиновников. На государственных и частных предприятиях возродилась двойная бухгалтерия и т.п. Мы приводим ряд документов о деятельности вплоть до 1922 года на территории Ярославской, Владимирской и Иваново-Вознесенской губерний банды Юшко. Самым громким преступлением банды стало ограбление в поезде Москва – Иваново-Вознесенск кассиров текстильного треста, у которых бандиты забрали более 400 миллиардов рублей.

Эта история имела неожиданное продолжение уже в наше время. Несколько лет назад в государственный архив Ярославской области пришло письмо из одного районного отдела народного образования Ивановской области. Педагоги сообщали, что хотели бы открыть у себя в районе музей и рассказать о подвигах своих земляков, активно боровшихся с советской властью. Бандиты Юшко предстали со страниц их письма этакими Робин Гудами ХХ века. Архивистам пришлось поднять следственное дело и рассказать незадачливым педагогам о том, что на самом деле собой представляли юшковцы. Вот почему и необходима публикация именно исторических документов. Они сами лучше любого ученого расскажут о нашей истории.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2nus/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость