Главное:
Дрессировщица Наталья Исаичева: «Нормальные люди в цирке не работают»

Дрессировщица Наталья Исаичева: «Нормальные люди в цирке не работают»

До середины августа в Ярославском цирке продолжится программа, где главная роль отведена горным львам Канады, или пумам. У заслуженного артиста России Владимира Исаичева и его жены Натальи шесть хищников. Они непринужденно прыгают с тумбы на тумбу и через кольца, ходят по горизонтальному шесту и крутят пируэты. Наталья рассказала корреспонденту «Ярославского Региона» о том, как подружиться с представителями семейства кошачьих.
 
– Говорят, что цирк – это закрытый мир, в который попасть очень сложно. Так ли это?
 
– Что вы, совсем нет! Я, например, по диплому швея-мотористка. На манеж попала после того, как вышла замуж. Володя, кстати, тоже не из цирковой династии. В какой-то момент он понял, что безумно любит цирк, и поступил в училище. Лет 15 был жокеем: исполнял акробатические трюки на лошадях. Я сначала ухаживала за животными, потом в жокеи перевелась потихонечку. А три года назад мы взяли кошек и переключились на дрессуру.
 
– Почему остановились на пумах?
 
– Вы когда-нибудь видели пум в цирке? Вот и мы нет. Леопардов, львов, тигров у нас, извините, предостаточно, а пум нет. Аватара и Лину мы купили в Самарском зоопарке, они тогда совсем малявочками были. Хорошенькие такие, голубоглазые – настоящее чудо! Месяца в четыре стали с ними заниматься. В первую очередь учили каким-то элементарным вещам: с палочки кушать, сидеть на тумбе и так далее. Затем начали на манеж выводить. На следующий год у Аватара и Лины родились в зоопарке братья и сестра. Мы их тоже забрали к себе.
 
– У вас были советчики, учителя?
 
– Каждый дрессировщик работает по-своему. Что хорошо одному, может категорически не подходить другому. И потом с пумами в цирке практически никто не знаком. Когда мы взяли первых кошек, дрессировщики львов сказали: «Вы что? Они же тупые, всего боятся! Ничего у вас не получится!» Но оказалось, что пумы весьма и весьма талантливые.
 
– Способности к обучению у них разные?
 
– Одни быстро схватывают, с другими надо помучиться. Аватар всегда ловил информацию на лету. Правда, в последнее время пристрастился к импровизации. Когда во время выступления нужно лечь, наш мальчик с деловым видом расхаживает по манежу, падает где хочет и переваливается с боку на бок. Сейчас его сложно научить чему-то новому, он сопротивляется, мол, я и так все умею, и мне больше ничего не надо. Плюшка тоже ловит кайф от того, что делает. Очень подвижная девчонка! Сама на шары встала. У нас больше никто на шарах не хочет ходить, а у нее аж глаза загораются, как только их увидит.
 
– Можете ли вы утверждать, что досконально знаете своих питомцев?
 
– Элемент непредсказуемости все равно сохраняется. Вова однажды получил по лицу. Лина – барышня эмоциональная и во время работы по чистой случайности задела его подушечкой. Но никаких агрессивных выпадов в наш адрес никогда не было и, я надеюсь, не будет. Лапами махать мы кошек еще в детстве отучаем. К тому же стараемся воспитывать их так, чтобы они спокойно относились к людям. Как-то раз, пока мы репетировали на манеже, по рядам бегали джигиты, разминались. В подобных ситуациях  пумы, естественно, отвлекаются, зато у них складывается понимание того, что это совершенно нормально, когда вокруг что-то происходит. Вот, скажем, Ник настолько покладистый, что позволяет погладить себя даже чужому человеку!
 
– Как вы думаете, ваши кошки счастливы?
 
– Счастье – оно видно. Кошки, недовольные жизнью, ведут себя совсем иначе. Рацион у наших артистов вполне приличный: и говядина, и курятина, и крольчатина... На свежем воздухе они каждый день бывают. Плохо ли?
 
– А как же свобода?
 
– Я не удивлюсь, если горных львов скоро занесут в Красную книгу, как амурского тигра. На самом деле еще можно поспорить, в диких условиях им комфортнее или в неволе, где их облизывают с ног до головы. Аватар и Лина вообще росли у нас дома. Мы тогда жили в гримерке Самарского цирка, и с нами мирно соседствовали две маленькие пумы и леопард.
 
– Леопард?
 
– Да, взяли в зоопарке девочку. Но она заболела, не смогли мы ее вытащить. Ник тоже родился очень слабым. Два дня под капельницей лежал. Сейчас вон какой кабан здоровый! А тогда мы из-за него ночами не спали. В природе все немного по-другому: там живой корм и мамкино молоко. Аватару и Лине повезло: их собака выкармливала. А остальные – искусственники, иммунитет у них слабее.
 
Минусы вольерного содержания мы стараемся компенсировать. Допустим, в неволе кошек кормят обескровленным мясом, и, поскольку из организма вымывается кальций, они на задние лапы слабоваты. Так Володя придумал давать пумам корм для крупных пород кошек, мейнкунов, например. Животные окрепли, костяк стал хороший.
 
– Кому оставите такое хозяйство?
 
– У нас двое сыновей, 14 и 10 лет, и 8-летняя дочка. Мальчишкам это абсолютно неинтересно. А Катя, да, любит пум. Пока они котятками были, она с ними нянчилась, сюсюкалась. А теперь побаивается: росточком-то маленькая. Может, из нее потом и получится дрессировщик.
 
– Утомляют постоянные переезды?
 
– Утомляет только процесс распаковки-запаковки вещей. Когда старший сын Вова пошел в подготовительный класс, я попробовала посидеть год дома. Знаете, к чему это привело? Раз в неделю я переставляла мебель в комнатах! Приезжала свекровь и возмущалась: «Может, хватит уже?» А меня просто угнетала одна и та же обстановка. Нормальным людям для счастья нужны квартира, машина, стабильность какая-то. Поэтому я в всегда говорю: нормальные люди в цирке не работают.

Фото Ирины Пичугиной
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2uql/
интервью

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость