Главное:
Анна Тропина и Людмила Тарасова: «Сыграть на ростовской звоннице – мечта любого звонаря»

Анна Тропина и Людмила Тарасова: «Сыграть на ростовской звоннице – мечта любого звонаря»

На протяжении недели жители города слушали колокольные звоны, непохожие на привычные ярославские. На малой и большой звонницах играли и репетировали звонари из Москвы, Архангельска, Великого Новгорода, Екатеринбурга, собравшиеся на ХХI фестиваль искусств «Преображение». Зрителям издалека не видно, но красивые колокольные переливы в четыре руки создают две девушки из Архангельска – Анна Тропина и Людмила Тарасова. Анна начала играть на колоколах с 2002 года, а Людмила – с 2006 года. Они уже не первый раз в Ярославле. Девушки рассказали, как учились на звонарей и почему колокольные звоны учат не по нотам, а по напевкам.

– Почему вы решили освоить колокольное искусство?

– Обычно при церквях с колокольнями старый звонарь берет себе ученика из послушников, в остальных случаях на звонницу приходят из любопытства. Вот и мы с Людмилой однажды забрались на нашу архангельскую колокольню да так там и остались. Звонарь – это не постоянная наша деятельность. Мы работаем в музее деревянного зодчества экскурсоводами, на музейной территории есть и колокольня. Наш звонарь, очень талантливый человек, взялся нас учить.

– Не говорил вам, что не женское дело в колокола звонить?

– Зря вы думаете, что на колокольне могут работать только мужчины. Женщина-звонарь не такая уж редкость.

– Разве это не тяжело в физическом плане?

– Нет-нет. Бывают очень большие колокола с тяжелыми языками, например, на ростовской звоннице, такие нужно раскачивать, но это делается постепенно, без больших физических усилий. На колокольнях от языка каждого колокола тянутся струны. Под рукой у звонаря по три-четыре струны. Он бьет по ним, получается звук – в музыке есть специальный термин – стаккато. Опытные звонари играют еще легато: струны колокола наматывают на пальцы и кисти рук. При такой игре создается эффект перезвона. Мы пока не такие мастера, хотя на своей родной колокольне иногда играем легато. Здесь, на фестивале, для того чтобы добиться эффекта перезвона, мы играем в паре.

– Как учат звонарей?

– Сначала звонарь ставит ученика разучивать одну комбинацию, потом вторую, потом третью, затем все это объединяется в музыкальное произведение. Ритм звонов разучивают по напевкам, которые передаются от звонаря к звонарю. Например, архангельские звоны учили так: «По-чем треска?» – и на малых колоколах: «Две ко-пей-ки с по-ло-ви-ной».

– Сколько уже музыкальных произведений в вашем репертуаре?

– Некоторые древние звоны, свадебный звон, Егорьевский звон, Свято-Даниловский звон, еще авторские звоны, которые пишет наш архангельский звонарь. Можно разложить звоны по нотам, но исполнить точь-в-точь нельзя, потому что колокола на звонницах разные: отличаются и по весу, и по тональности – звук будет другим.

– Как же вы играете на других колокольнях?

– К новой звоннице нужно просто привыкнуть. Чтоб вы представляли: это как водить машину с гидроусилителем руля, а потом пересесть на автомобиль без него. Совершенно другие ощущения. Но после тренировки уже проще. В этом году мы на «Преображении» будем играть и на малой, и на большой звонницах.

– На какой колокольне хотели бы сыграть?

– Конечно, в Ростове. Ростовская звонница – мечта любого звонаря. Но мы еще не доросли до такого уровня. 

Фото Ирины Пичугиной
 
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3vnp/
интервью

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость