Главное:
Воскресная рецензия. «12 лет рабства»: первый фильм о рабстве глазами раба
597

Воскресная рецензия. «12 лет рабства»: первый фильм о рабстве глазами раба

В последние годы кинематограф неожиданно обратился к проблеме черного рабства в США. И, пожалуй, впервые рабовладельческий строй становится не просто сюжетообразующим элементом, но главной темой в фильме Стива МакКуина «12 лет рабства». Особенно жесткой и пронзительной историю делает то, что она основана на мемуарах реального человека. Живший в штате Нью-Йорк Соломон Нортап был образованным и свободным человеком до тех пор, пока его не заманили в Вашингтон, не заковали в кандалы и не продали в рабство в Новом Орлеане. У плантаторов на юге страны он работал 12 лет.

Книга, написанная Нортапом после освобождения, дала миру уникальную возможность увидеть рабство изнутри. «Законные» рабы не писали воспоминаний, так как не имели доступа к образованию, а из похищенных свободных людей выбраться из рабства удавалось единицам.

Смотреть «12 лет рабства» невероятно тяжело. Фильм держит в напряжении постоянно. Долгие планы, многочисленные молчаливые эпизоды, чтение Библии на фоне издевательских песенок и надрывного плача разлученной с детьми матери. Сцены насилия, удивительно красиво снятые и чудовищные по сути. Контраст красоты и кошмара здесь чувствуется постоянно. Режиссер и оператор добиваются полной власти над зрителем. Заставляют вздрагивать от каждого удара кнута, не дают вздохнуть, пока герой балансирует на цыпочках с петлей на шее. И успокаивающие виды природы необходимы, как глоток воздуха, чтобы оставались силы смотреть дальше.

Такой эффект был бы невозможен без потрясающе искренней и сильной актерской игры. Кроме исполнителя главной роли Чиветеля Эджиофора внимание приковывает дебютантка Лупита Нионго, сыгравшая рабыню Пэтси, для которой смерть, кажется, была бы лучшим жребием, чем тот, что ей достался. Страшен и жалок Майкл Фассбендер в роли плантатора Эппса, искренне верящего в свою праведность и оправдывающего собственную жестокость библейскими цитатами.

Череда рабовладельцев проходит перед зрителями, как галерея портретов русских помещиков в гоголевских «Мертвых душах». Все они в разной степени заражены вирусом рабовладения, у всех свои представления о существующем строе, и каждый находит для него свои оправдания. И даже самые доброжелательные из них не представляют иного общественного устройства.

Основываясь на воспоминаниях, «12 лет рабства» отличаются от всего, что было снято на эту тему раньше, в первую очередь своей честностью. Здесь не будет героев, не будет чудесных спасений. Никаких поблажек измученному и придавленному тяжестью происходящего зрителю. И правосудия тоже не будет. Потому что всего этого не было в реально произошедшей истории. Единственный вздох облегчения – спасение самого Нортапа, которого худо-бедно защищает закон того времени. Да и это не что иное, как чудо и результат огромного везения. Судьба остальных рабов, которых мы видим в фильме, остается неизвестной, но очевидно, что для них узаконенный кошмар продолжается.

«12 лет рабства» – важный факт в мировом кинематографе. Этот фильм как горькое лекарство. Он нужен так же, как нужны жесткие фильмы о Второй мировой войне и фашизме. Так же, как России не помешал бы фильм о крепостном праве. Чтобы не просто напомнить, но каленым железом выжечь в памяти то, что никогда не должно быть забыто и никогда не должно повториться.

 

Смотреть в Ярославле: «Родина», «Киномакс».

Какие фильмы вышли в Ярославле на этой неделе, читайте в материале «Кинопремьеры недели».

Фото: kinopoisk.ru

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3yke/
кинорецензия

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость