Главное:

От красноперекопской лопаты до кантонской плети

Успех предпринимателя кроется в умении вкладываться в детали и быть последовательным.

- Из ротанга, - предприниматель Салман Бабаев кивает в сторону громадной плетеной конструкции кресел-качалок, - маржа 112 процентов. С дохода от продаж квартиру купить можно.

Отыскал эти кресла Салман в двухтысячелетнем Гуанчжоу, прозванным европейцами Кантоном. С него начались опиумные войны, открытие и падение Китая. На Гуанджоуской промышленной выставке, которую не объехать за день, можно и поныне встретить годные к покорению мира диковинки. Вот и Салман целый контейнер кресел привез. И - влез в долги: частник экзотику по адресной рекламе приобретать не захотел. Зато взяли на реализацию гипермаркеты – подобные товары еще и завлекают посетителя, приходящего в выходные семьями за покупками. А поскольку все многочисленные ярославские гипермаркеты – сетевики, то попасть малому бизнесу в их сеть распространения, значит - выйти на всю Россию.

Обласканный Фортуной, Салман Бабаев гостей принимает в центре Ярославля, в современном здании бизнес-инкубатора. В просторном офисе, копеечном для всех, кто смог защитить бизнес-проект. А именно: в три года вывести на самоокупаемость с 10% ростом предприятие не менее, чем на два рабочих места - такой вот подарок от правительства области. Кредит на ротанг Салман осилил, благодаря правительственной субсидии - компенсировали траты на оборудование для основного проекта.

Так Салман дорос до регионального монополиста - в производстве упаковок для сувенирного шоколада. Нелегко было! В этом сегменте крупные заказы забирает Москва. Поэтому Салману здоровски пришлось побегать за заказчиком. Вещь-то он предлагал известную, столичную, из ряда «сказок о жизни белого человека». Теперь у него – до полсотни новых клиентов в год. Увидите сладость «к чаю», обфирмленную логотипом любимой кафешки, - это труды Салмана.

Аксиому о малом предпринимательстве и кабале Салман усвоил в детстве, насмотревшись на отца – владельца шло продуктовых точек. Звучит неопровержимое так: несколько лет не поспишь как следует, ребятёнка родившегося не понянчишь - выйдешь в плюс. Самое оптимистичное при этом – вложенное «отобьёшь». Таков «оскал капитализма». Это при Советском Союзе в семье шло просто. Старший Бабаев – финик - служил государству на дальних рубежах. Малютка Салман осваивал дисциплину в дрезденском садике: опоздаешь – не пустят, забудешь домашние бутерброды – голодным останешься. Затем – развал страны, цены взбесились, безработица. А рубль взлетал – не ухватишь.

В семье Бабаевых - четверо мальчишек, дохода от отцовского бизнеса на всех не хватало. В своей красноперекопской школе Салман подрабатывал дворником. Перед уроками, чуть свет – а он с лопатой. Помогала прусская выручка: планирование как основа жизни. Долгосрочное и краткосрочное, с максимальной чуткостью к мелочам и собственным возможностям. Салман - человек не «как все», а «как должно». С кошмарным плоскостопием, физиологически не может долго стоять на месте. Освоил прыжки с шестом, стрельбу из мелкоколиберного оружия – спорт закаляет характер.

Сверстники околачивали проулки – его, троечника, больше занимала цель поставить на место отличников, которых учителя тянули на аттестат. Сейчас за плечами Салмана – экономический на вечернем в ВЗФЭИ - -ныне финансовом университете при правительстве Москвы, заканчивает юридический Демидовского университета. Отсутствие трат на юриста и бухгалтера здорово снижает затраты на бизнес.

Сегодня - сам работодатель, Салман заведует «шоколадным» делом. Стабильно: в штате пятеро, актуальная клиентская база, положительный баланс, а навар равен хорошей зарплате. Для малого предпринимательства такая стабильность, считай, подвиг. Но, порой, косяком идут заказы. И Салман берёт поденщиков. Часы – по закону, деньги - две трети средне статистической зарплаты.

-Мне бы в их годы такой доход! – на своих расторопных работников Салман смотрит с поволокой ностальгии. – На постоянку бы взял, для расширения... Но - разоришься. В нашем масштабе и при наших законах не всякий бизнес вытянет штат. А ребята хорошие. Надежда, что вырастут, в офисе не пропадут.

О своем конторском прошлом у Салмана воспоминания неоднозначные. Студентом подрабатывал в домофонной компании. В полгода выслужился до экономиста. Сплошные были преференции: нормированный рабочий график, немалые деньги, стаж капает. И редкого ранга профессиональная школа – не простая была фирма. Но Салмана контрастом к имеющимся плюсам удивлял реверс офисной жизни. Он делал выводы безрадостные:

-Многие устраиваются работать без плана, за рублем. Без профильного образования - их натаскивают на вещи простые, монотонные. И рутина съедает. Выплеск идёт в представлении себя как сверхценой фигуры, в мечтах - «сломать систему» и из работника стать работодателем. Многие в офисах увлекаются самообразованием, только всё правильное в нем уничтожается выбором источника. Все эти книги с историями успеха, семинары «как добиться успеха» - наркотическая жвачка, - убежден Салман. - После них предвкушение успеха замещает ощущение успеха и в итоге человек топчется на месте. Вы бы послушали, какие идеи потом выдают в офисе! Либо непосильные для новичка, либо абсурдно новаторские. Реализм, подготовка, планирование – это не про офисный планктон. Вот я с «шоколадом» - то намучился, а в этом случае и рынок был подготовлен, и схема работы расписана – купил франшизу с подробным бизнес-планом. От многократно проверенного разработчика.

Вырваться из офиса Салману помог отец. Предложил на паритетных условиях устроить продуктовый магазин. И «протащил» сына по всему рельефу административно-организационных вершин. Сами в подсобках укладывали плитку, делали ремонт, сами подбирали работников, сами оформляли бумаги, вели отчётность - всего не перечесть. Этот период жизни Салман считает счастливейшим в своей жизни. Ведь именно тогда колосс его амбиций обрёл свои ноги. Дерзать, но с оглядкой на возможности, максимально вкладываться в детали, но быть последовательным – всего, чему научился у «магазинного» этапа жизни, желает Салман новичкам в бизнесе. И чёткого понимания, что рутина, пусть и самодовольства, смертельна для любого дела. А лучший по букету адреналин идёт не из риска, а из предельного вложения самого себя. Еще - ничего не получится без верных партнеров по бизнесу.

- Без Андрея Тюрина я, может, на магазине бы и остановился, - говорит Салман.- Это с ним мы купили франшизу, получали грант областного правительства, поселились в инкубаторе, ездили в Китай два раза, дружим и дополняем друг друга. Там, где ты опустишь руки, поможет товарищ. Сотрудничество мы совмещаем с дружбой и это отлично получается.

Сейчас, с отлаженным бизнесом и при деньгах, Салман подумывает, кому передать дела. Он ещё холост, ему 27 лет и вообще, в шоколаде – буквально. В планах - семья и желание поднабраться опыта в очередной кадровой кузне. А потом, по новой, в бизнес – этот хоровод, однажды закружив человека, никогда его не отпустит.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n47uq/
Бизнес

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость