Главное:
Михаил Назаров: «Эмоции мешают нормальной работе»

Михаил Назаров: «Эмоции мешают нормальной работе»

Следователь-криминалист профессия уникальная. В Ярославской области таких специалистов всего шесть человек. В преддверии дня сотрудника органов следствия России, который отмечается 25 июля, мы встретились с одним из специалистов такой профессии. Мы попросили следователя-криминалиста отдела криминалистики СКР по Ярославской области Михаила Назарова рассказать о своей работе, которая большинству обывателей знакома лишь по телевизионным передачам и сериалам.

- Михаил Львович, с чего началась ваша работа в следствии?

- Я пришел в следствие десять лет назад. Сначала работал следователем прокуратуры Некрасовского района, позже Ярославского района, потом перевели в Ярославль. Когда был создан Следственный комитет перешел на работу в него. В 2011 году в УПК было введено понятие профессии следователь-криминалист, я занял эту должность.

- Что отличает следователя-криминалиста от обычного следователя?

- Функционал следователя-криминалиста широк. Одним из направлений является криминалистическое сопровождение расследования уголовных дел. Например, мы в соответствии с графиком дежурств выезжаем на места преступлений, где участвуем в производстве следственных действий. По поручению руководства можем и сами проводить следственные действия.

Так, к примеру, год назад в производстве одного из отделов СКР находилось уголовное дело о совершении 50-летним мужчиной насильственных действий сексуального характера в отношении малолетнего. На первоначальном этапе расследования подозреваемый высказывал версию о своей непричастности к совершению преступления. Он ссылался на то, что как мужчина не состоятелен. Следователем совместно с руководством и криминалистами был предпринят ряд мер, чтобы разбить его утверждение. Одной из таких мер - стал обыск в квартире подозреваемого. В ходе следственного действия в квартире была найдена флеш-карта, на которой, имелась информация о совершении насилия над другими детьми. С помощью высокотехнологического средства на предметах постельного белья были обнаружены следы семенной жидкости. Впоследствии была назначена молекуляряно-генетическая экспертиза, которая помогла доказать, что эти следы принадлежат подозреваемому. В результате были собраны доказательства опровергающие версию подозреваемого и подтверждающие, что он причастен как к совершению преступления, в котором подозревался, так и к другим эпизодам.

- Вот Вы дежурите, вызов… Что дальше?

- Едем на место происшествия со следователем и оперативниками, экспертами. А дальше работа. Действия на месте происшествия зависят от того какое событие произошло. К примеру, убийство. Тогда начинаешь смотреть характер совершенных действий и способ, осматривать место происшествия, определять место прихода и ухода преступника, где, кто и когда нашел тело и так далее. Сориентироваться на месте помогают полученные данные от очевидцев, свидетелей. В нашей работе важно собрать полную картину и акцентировать внимание на тех моментах, которые имеют значение для установления лица совершившего преступление, доказывания его вины и квалификации его действий.

- В такой работе могут быть неожиданные находки?

- Мы же ведем поиск, а значит, постоянно находимся в ожидании, тут сложно говорить о неожиданных находках. Здесь скорее можно говорить о том, что порой вскрываются неожиданные факты. Например, несколько лет назад мы расследовали убийство таксиста. Должны были вместе со следователем и подозреваемым ехать на проверку показаний на месте. В самом начале следственного действия, еще в следственном отделе подозреваемый признался, где он с приятелем словил машину, где между ними и таксистом начался конфликт, как произошло избиение и как потерпевшего бросили на заднее сиденье. Поскольку в машине был навигатор, злоумышленики испугались, что прибор заработает и потом по этим контрольным точкам их найдут. Поэтому навигатор они выбросили в ближайшие кусты, а сами уехали и выбросили тело погибшего в озеро. Изначально нашей целью был не поиск навигатора, а проверка показаний подозреваемого на месте. Но на месте подозреваемый показал, куда выбросил навигатор. В ходе проверки мы осмотрели указанное место, нашли прибор. В дальнейшем мы продолжил проверку показаний, а обнаруженный на месте преступления навигатор стал хорошим доказательством его причастности к совершению убийства.

- Вас как человека, который уже 10 лет работает в следствии, можно шокировать?

- Со временем ко всему привыкаешь. Эмоции мешают нормальной работе. Как я полагаю, у людей, работающих в Следственном комитете России, уже формируются определенные качества. А так, конечно, были события, которые запомнились: авиакатастрофа с «Локомотивом», где было большое по масштабу происшествие, много погибших, совершенно различный характер травм; четырехлетний ребенок, которого насмерть загрызла собака.

- Что еще входит в Ваши обязанности?

- Одно из направлений моей работы, раскрытие и расследование уголовных дел о преступлениях прошлых лет. Недавно было изучено дело начала 2000-х годов. Тогда в ходе следственных действий на месте происшествия был обнаружен мобильный телефон, который как выяснилось, принадлежал преступнику. Однако мужчина выдвинул версию, что телефон им был утерян. Тогда доказать причастность этого человека к совершению преступления не смогли. Сейчас при изучении уголовного дела удалось обратить внимание на нестыковки в показаниях мужчины и фактически установленных данных. Расследование уголовного дела было возобновлено, сейчас проводятся следственные действия.

Мы постоянно изучаем уголовные дела прошлых лет. По некоторым, где имеются основания полагать, что возможно установить истину и установить лицо причастное к совершению преступления назначаются дополнительные экспертизы, проводятся иные мероприятия. Дело в том, что за прошедшие годы произошел сильный скачок в развитии тех же экспертиз. Если раньше возможно было проведение только судебно-биологической экспертизы по объектам биологического происхождения, которая определяла групповую принадлежность данных следов, то теперь в распоряжении следователей в двух экспертных учреждениях Ярославской области проводится молекулярно-генетическая экспертиза, которая с большой долей вероятности определяет принадлежность данных следов конкретному лицу.

- Сейчас оборачиваясь назад, к самому началу, можете сказать, что изменилось в следствии?

- Подходы к расследованию, повысились требования по всем направлениям работы. 

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n48ei/
интервьюСледственный комитет

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость