Главное:
На базе аэропорта Туношна создадут крупный транспортно-пересадочный узел

На базе аэропорта Туношна создадут крупный транспортно-пересадочный узел

К 2025 году ярославский аэропорт должен войти в десятку крупнейших в России по объему перевезенных грузов и в двадцатку – по пассажиропотоку. О перспективах аэропорта и планах сделать его крупным транспортно-пересадочным узлом, который свяжет воздушные, железнодорожные, автомобильные и речные пути, корреспонденту «СК» рассказал директор по стратегическому развитию Туношны Виктор Тамаров.

– Виктор Владимирович, прежде чем мы с вами поговорим о перспективах аэропорта, расскажите, в каком состоянии он находится сейчас?

– Надо понимать, что Туношна – это бывший военный аэродром, он был передан региону в 1998 году и с тех пор эксплуатируется как гражданский аэропорт. Перед соседями у нас есть ряд преимуществ: протяженность взлетной полосы значительно выше, большее число стоянок, есть и такие, которые позволяют принять крупные самолеты типа «Руслана». Существуют серьезные требования к полосам: если площадка не подготовлена, тяжелый самолет при взлете или посадке и даже во время стоянки может продавить полотно. У нас же таких ограничений практически нет. Так что перспективы по развитию гражданской и пассажирской авиации у нас хорошие. Правда, есть ограничения из-за ширины взлетной полосы, она закладывалась под военные стандарты, полосы для гражданских самолетов несколько шире. Тем не менее это не мешает нам принимать крупные самолеты, в этом плане аэропорт у нас уникальный. Если сравнивать с соседями, то у нас один из самых просторных и уютных пассажирских терминалов. В этом году мы сделали там косметический ремонт и увеличили вместимость зала ожидания до 140 человек, почти в два раза.

– Что у вас в ближайших планах?

– У нас есть статус международного аэропорта по грузовым перевозкам, есть таможенный пост по приемке и растаможке грузов, но нет зоны пограничного контроля по пассажирским перевозкам. На думских слушаниях в июне эта проблема была поднята, в итоге мы имеем поручение правительства области, которое касается взаимодействия с таможенниками. Надеемся, что уже в следующем сезоне мы выставим таможенный пост, людям не придется ехать в аэропорт Домодедово. Сейчас работаем с крупным федеральным перевозчиком, если все получится, с нового года он сможет забирать пассажиров в Ярославле и со стыковкой в Москве будет оправлять их по всем направлениям, в том числе международным.

– В этом году Туношна открыла несколько новых рейсов.

– Долгое время из нашего аэропорта был только один пассажирский рейс – на Санкт-Петербург. В августе открылось перспективное направление на Симферополь, причем нам удалось установить очень хорошую цену – 5,5 тысячи рублей за билет в один конец. В первую неделю августа были проданы все билеты до конца сентября. Не так давно мне по работе пришлось лететь в Симферополь, так дешевле, чем за 15 тысяч, туда-обратно билетов нет, плюс еще надо до Москвы добраться и обратно. Пока рейсы только по субботам, так как аэропорт Симферополя оказался перегружен и у них не было возможности дать больше окон.

С ноября появится рейс до Сочи. Мы не стали бороться за него летом, так как в удобное для пассажиров время аэропорт самолет из Ярославля принять не мог, решили зайти с зимнего сезона и сохранить за собой это время на летний сезон 2016-го.

С 15 сентября открывается рейс в Архангельск, конкурс на него выиграла государственная компания «Псковавиа», она занимается региональными перевозками по северу и северо-западу страны. Нам удалось установить более чем приемлемую стоимость перелета, например, студенческий тариф составляет 2,5 тысячи рублей. Билет в плацкарте стоит 2 тысячи, наверное, выгоднее переплатить 500 рублей и лететь 2 часа, чем ехать сутки почти за те же деньги. В ближайшей перспективе открыть рейсы в Мурманск. Эти два направления позволят нам реализовать долгосрочную стратегию развития аэропорта Туношна.

– В чем заключается суть стратегии?

– Это создание транспортно-пересадочного узла ЦФО «Золотое кольцо». Географическое положение Ярославля позволяет нам взаимодействовать с московским узлом. Воздушные коридоры на юг и восток проходят через наш регион, а мы здесь можем предложить недорогую инфраструктуру и качественный сервис. Для примера: если бы рейсы из Архангельска приземлялись здесь, а потом шли на Симферополь, то перелет бы получился на 500 рублей дешевле, чем при прямом перелете Архангельск – Симферополь.

Сейчас мы прорабатываем вопросы сотрудничества с крупным федеральным перевозчиком по поводу регулярных рейсов в Москву. Здесь мы, конечно, не конкуренты электричкам, но человек сможет приехать в Туношну, зарегистрироваться на любое направление федерального перевозчика, сдать здесь багаж, прилететь в столицу, пересесть на другой самолет и полететь дальше. Нет ни дополнительной регистрации, ни проблем с багажом. Во всем мире большое количество людей пользуются стыковочными рейсами, хорошо экономя при этом.

– Какое значение для социально-экономического положения области будет иметь развитие аэропорта Туношна?

– Огромное. Если растет пассажиропоток, растут доходы аэропорта. На самих перевозках мы много не заработаем, так как цены на них регулируются государством. А с регулярным и объемным пассажиропотоком в аэропорт придет бизнес – откроются магазины, кафе, стоянки, начнут работать перевозчики. И чем больше мы заработаем сами, тем меньше попросим денег из бюджета.

Помимо пассажирских перевозок большое значение имеют грузоперевозки. Как я уже говорил, у Ярославля уникальное положение: здесь и воздушные коридоры, и автомобильные дороги, и крупнейшая водная артерия Волга, и самый большой логистический центр РЖД. Мы провели переговоры с Северной железной дорогой, имеется предварительная договоренность с крупнейшим грузовым перевозчиком Германии. Они заинтересованы в организации в Туношне грузового железнодорожного терминала, грузы могут перевозиться с самолета на железную дорогу, а оттуда – на реку. В этом и заключается работа транспортно-пересадочного узла.

– Перспективы прекрасные…

– Да, но этот проект не должен быть государственным, мы ждем инвесторов. Наша задача – предложить площадку, понятные условия, хорошую инфраструктуру. Реализация проекта реконструкции взлетной полосы только подстегнет интерес желающих вложить средства. Здесь, конечно, необходима помощь государства и области: если в региональном бюджете мы сможем найти 900 миллионов рублей, то федерация будет обязана выделить на проект 2 миллиарда. Тогда мы будем иметь полосу, соответствующую всем стандартам.

– Почему нельзя привлечь инвестора к реконструкции взлетной полосы?

– По закону полоса всегда будет находиться в собственности государства, ее нельзя приватизировать. Естественно, что на такие условия инвестор не придет. Но мы специально закладываем длинную перспективу развития до 2025 года, проект, аналогов которому нет, будет реализовываться. Есть расчеты российских и зарубежных экспертов, они уверены в развитии региональной авиации.

– То есть сначала вы делаете акцент на федеральные и областные деньги, а потом – на деньги инвесторов?

– Бизнесу нужна уверенность. Если федерация и регион вложатся в реконструкцию полосы, то инвесторы поймут: у государства серьезные планы на аэропорт и туда можно безбоязненно заходить. Амортизация взлетной полосы растягивается на десятки лет, все это время есть возможность спокойно работать. Проект сам по себе принесет в область миллиарды рублей, привлечет производителей оборудования, продуктов питания, предприятия сферы машиностроения и многих других. Если в области находится мощнейший транспортный узел, значит, груз можно быстро отправить в любом направлении – это привлекательный фактор при выборе базы любого производства.

интервьюТуношна

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp