Главное:
Место скорби на обочине. В Госдуме РФ решают судьбу кенотафов

Место скорби на обочине. В Госдуме РФ решают судьбу кенотафов

Резонансный законопроект на крайне деликатную тему подготовлен в Госдуме РФ. Речь идет о псевдонадгробиях и венках на обочинах, которые в последние годы придают нашим дорогам кладбищенский вид.

Знак на дороге

Летом 2015 года Александр чудом выжил в автокатастрофе, случившейся в Гаврилов-Ямском районе на трассе М-8. При лобовом столкновении загорелся фургон, где находились 50-летний водитель и пассажир 26 лет. Молодого парня от неминуемой гибели в огне спасло неравнодушие ехавших мимо людей. Выйдя из больницы, Александр лично обратился к своим спасителям со страницы в сети: «…Не могу выразить то чувство благодарности ко всем тем неравнодушным людям, кто не проехал мимо страшной аварии в районе кафе «Генацвали», всем тем, кто тушил меня и помог не сгореть заживо! Спасибо вам большое! Я обязан вам жизнью! Пацаны из Семибратова, отзовитесь, я очень хочу поблагодарить вас лично! Если бы не вы и ваша смелость и мужество, я бы не писал это. Спасибо еще раз Большое!»

Парень даже было решил поставить на месте искореженной машины знак в память о погибшем водителе и в честь своего второго рождения. Но в последний момент решил все же этого не делать, посчитав, что для этого существует храм.

Сегодня все чаще на местах гибели жертв ДТП устанавливают псевдонадгробия и кресты. Эти скорбные знаки памяти объединяет то, что под ними нет могил. Тела погибших, как и положено, захоронены на кладбище. А у дорог близкие увековечивают их место смерти. Есть и еще одно сходство: все подобные знаки скорби установили, не поинтересовавшись мнением ни коммунальщиков, ни дорожных служб, ни тех, чьи населенные пункты оказались рядом с местом ЧП.

Горе матери

Конец сентября 2013 года обернулся трагедией для семьи Обуховых из Ярославля. Во время отдыха на даче в поселке Резинотехники родители лишились маленькой дочери, которая, играя в прятки со старшим братом, спряталась под соседской машиной, припаркованной у обочины. Родители погибшего ребенка установили памятник на месте трагедии, которое находится практически на оживленной автомагистрали. По своему оформлению памятник напоминает могилу, хотя, конечно же, ребенка похоронили на кладбище.

Мать девочки уверена, что они поступили правильно:

– Дочка умерла именно на этом месте. Здесь мы ее поминаем. Скоро будет годовщина. Приедут родственники. Привезут цветы и положат их у памятника. Прохожие и автомобилисты помолятся за нашу девочку. Ведь памятник очень хорошо видно с дороги.

Как оказалось, для водителей проблема венков и кенотафов (псевдомогил) на обочинах дорог весьма актуальна. Почти все из них согласны, что у дорог, которые и без того узкие да к тому же разбитые, атрибуты памяти отбирают последние свободные сантиметры.

 – Я считаю, что дорога – не то место, где нужно собираться огромной компанией и поминать усопших. Не раз приходилось быть свидетелем ситуации, когда толпа из 10 человек перекрывает дорогу, чтобы поднять 100 граммов за упокой души. Да, жалко человека, но ведь дорога – зона повышенной опасности. А на ней подвыпившие люди. Тут и до беды недалеко, – уверен водитель со стажем Алексей Ховрин.

В УГИБДД МВД России по Ярославской области считают, что удручающая традиция устанавливать кенотафы, вошедшая в наш быт в лихие 1990-е, начала постепенно уходить в прошлое. И место ДТП, где погибли люди, не должны быть как-либо оформлено.

Что же предлагают федеральные законотворцы? Запретить размещение и установку венков, мемориалов, прочей похоронной атрибутики в границах придорожных полос автомобильных дорог. Городские и муниципальные власти, которым данная проблема тоже хорошо знакома, задаются риторическим вопросом: «У кого поднимется рука убрать уже установленные кенотафы?» В департаменте городского хозяйства мэрии Ярославля, например, говорят, что если и менять подход к этому вопросу, то только с учетом мнения и предложений общественности, чтобы не задеть чувства родственников. По-другому в таком тонком деле просто нельзя.

Прямая речь. Настоятель Богоявленского храма, пресс-секретарь Ярославской епархии иерей Александр САТОМСКИЙ:

– Что касается вопроса правомерности нахождения ритуальных предметов на местах гибели наших современников вдоль краевых и городских дорог, то можно однозначно сказать: уставных, традиционных и вероучительных оснований такому явлению нет. Соболезнуя близким и друзьям всех погибших в пути, мы с пониманием относимся к действенному стремлению таким образом увековечить память, но в то же время призываем не рисковать при этом своими жизнями. Часто кенотафы устанавливаются в тех местах, которые ставят под угрозу жизнь самих родственников погибшего. Поэтому законодательные инициативы о том, что нужно запретить установку подобных кенотафов, нужно расценивать не как неуважение к усопшим, а как заботу о ныне живущих. Чтобы погоревать о безвременно ушедшем родном человеке, есть кладбище. Там особенное настроение. Горе требует уважения к себе, такта и тишины. Оно несовместимо с шумихой и показухой.

Фото с сайта «vse42.ru»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n49pf/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость