Главное:
История в лицах. Враги называли орлом

История в лицах. Враги называли орлом

Время выдвинуло Алексея Ухтомского на одну из ключевых ролей в роковой час истории нашего государства. Улица Ухтомского не случайно начинается от вокзала Ярославль-Главный. Он был железнодорожным машинистом, а еще активным участником событий 1905 года.

Алексей Ухтомский родился 14 марта 1876 года в деревне Ярбозерский Погост Новгородской губернии. Земли у крестьян Ухтомских было немного, а семья большая – шестеро детей. Учился Алексей хорошо. После окончания школы поехал в Петербург, где жил знакомый отца – приказчик, и поступил в ремесленное училище, но ушел оттуда, так как выступил против царивших там порядков. В поисках работы он переехал в Москву, затем в Пензу. Там Алексей устроился на работу помощником машиниста паровоза, спустя четыре года сам стал машинистом, женился.

Спустя год после свадьбы Алексей с женой переехали в Уфу. Потом опять были переезды. Ухтомский водил поезда в Аткарске, Златоусте, Рузаевке.

В Рузаевском паровозном депо он познакомился с машинистом Московско-Казанской железной дороги Николаем Печковским, который предложил Ухтомскому стать социалистом-революционером. Предложение Печковского было принято. Ухтомский начал распространять литературу, выступать на сходках. Его активность была замечена, и Ухтомского устроили на работу в Москве. Как и в Рузаевке, он водил товарные поезда, но это для него было уже не самым важным делом в жизни. Главным стала пропаганда идей партии.

В начавшейся первой русской революции, в ее эпицентре – Москве, Ухтомский сыграл весьма заметную роль, занимаясь делами Железнодорожного союза, центральное бюро которого назначило его пропагандистом-агитатором на линии.

6 октября 1905 года по решению Московского комитета РСДРП началась всеобщая политическая стачка в Москве. Бастующие требовали введения 8-часового рабочего дня, демократических свобод, созыва учредительного собрания. Стачка быстро превратилась во всероссийскую – единственную в нашей истории.

10 декабря она переросла в вооруженное восстание. Центрами его стали Пресня, Замоскворечье, Рогожско-Симоновский район и район Казанской железной дороги. На Казанской железной дороге был организован революционный стачечный комитет, куда вошел и машинист Алексей Ухтомский. К началу восстания здесь была создана боевая дружина численностью в 200 человек, которая вела активную боевую и пропагандистскую работу. И всюду, где было трудно, появлялся Ухтомский. Его слушались, уважали. В его голосе звучала какая-то неодолимая сила. Он умел быть командиром и организатором.

Под руководством Ухтомского был оборудован специальный поезд, на котором боевая дружина на участке Москва – Голутвин разоружала полицию, резала провода правительственного телеграфа, устраивала среди солдат митинги, призывала к борьбе с самодержавием. Каждое утро поезд привозил дружину на баррикады, а ночью, оставив там дозоры, бойцы уезжали на отдых в Перово или Фаустово. Водили этот поезд Ухтомский и большевик Акулин.

Бои в Москве закончились поражением восставших рабочих. 16 декабря 1905 года Ухтомский принял дружинников с разбитых баррикад Пресни и, несмотря на две засады на Казанском вокзале и недалеко от станции Сортировочной, привел эшелон в Перово. Согласно решению военного совета дружины оружие спрятали в надежном месте и разошлись.

Но на станции Люберцы Ухтомского опознали, и 17 декабря 1905 года вместе с шестью другими рабочими-дружинниками он был расстрелян без всякого суда. Алексей Ухтомский принял смерть с необычайным мужеством, поразив своим поведение даже палачей. На месте казни начальник карательного отряда предложил ему завязать глаза. Но он отказался, заявив, что встретит смерть лицом к лицу. Полковник Риман, командир Семеновского полка, который позже будет убит эсерами, в своем донесении назвал Ухтомского «орлом».

Память об Алексее Ухтомском сохранена. На его могиле в Люберцах воздвигнут памятник. Его именем названы одна из железнодорожных станций Московско-Казанской железной дороги (бывшая Подосинки), крупный завод сельскохозяйственных машин в Люберцах и улица в Ярославле.

События тех далеких лет навсегда поменяли отношения в вопросе «труд и капитал». Они перевели его из плоскости книжной, философской в сферу повседневной жизни. А в истории нашего государства произошли буквально тектонические сдвиги. Россия после 1905 года стала другой.

Олег ДЮБИН, доцент, кандидат исторических наук

Фото - репродукция картины «Большевик» Бориса Кустодиева 

Краеведение

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp