Главное:

Неограниченные возможности. Особым детям в регионе создаются особые условия для развития

Инклюзивное образование с 1 сентября 2016 года массово, как это прописано в законодательстве, должно шагнуть в ярославские школы. Насколько общеобразовательные заведения и дети, в них уже обучающиеся, готовы к нововведению, выясняла корреспондент «СК».

Окно в мир

Маленькая Амира в этом сентябре впервые вместе с другими первоклассниками перешагнула порог городской школы №25. Казалось бы, ничем не примечательная история, таких тысячи. Если не знать диагноза девочки – «аутизм». Такой диагноз по сложившейся в стране практике на всю жизнь запирает его обладателя в четырех стенах:

– Главная эмоция детей с такой особенностью развития – это страх. Этим и объясняется их порой неадекватное поведение, – рассказывает Галина Омарова, психиатр, педагог с большим стажем, а для Амиры – просто любящая мама. – Большая работа должна быть проведена с ребенком, чтобы он стал доверять взрослым или другим детям. Если маленького аутиста не вытаскивать из скорлупы, в которую ребенок всегда стремится спрятаться, став взрослым, он никогда не впишется в окружающий мир.

Не случайно если на дошкольном уровне такие дети еще интегрированы в среду своих сверстников, ходят в детсады, то к школе эта открытость сворачивается и аутисты уходят на домашнее обучение. Галина Владимировна решила переломить сложившуюся практику, объединив в Ярославле родителей детей со схожими проблемами. В этом году по инициативе родителей и при поддержке властей трое маленьких аутистов пошли в коррекционный класс в обычных школах. Чтобы исключить все нештатные ситуации, детей во время занятий сопровождает тьютор. Да и самой учебе предшествовал год подготовки. Сейчас, с удовлетворением констатирует Галина Омарова, девочка довольно легко вписалась в школьную жизнь и на уроки ходит с удовольствием. Учится Амира и общению со сверстниками. Она, конечно, не щебечет с другими девчонками, обсуждая игрушки или мультики, но когда в конце первой четверти в классе проводили анкетирование, оказалось, что Амира – единственная в классе, кто перечислил одноклассников, не забыв никого.

Инклюзия без иллюзии

Как прописали законодатели, с 1 сентября 2016 года инклюзивное образование широкой поступью войдет в жизнь всех общеобразовательных школ. Ведь именно с этого времени заработает новый стандарт, в котором прописаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. Обучение в любой общеобразовательной школе должно стать для них доступным.

Сказать легко, сложнее сделать. Доступная среда – это и пандусы, и расширенный дверной проем на входе, и туалеты. Здесь же специальное оборудование и мебель, комната психологической разгрузки. Без подготовки школьных педагогов к работе с особенными детьми тоже не обойтись. Несложно представить, что на это требуются просто колоссальные средства. Но дорогу осилит идущий, и региону, уже больше десяти лет движущемуся в этом направлении, справиться с задачей, поставленной на федеральном уровне, будет проще.

– У нас и раньше дети с ограниченными возможностями здоровья обучались всегда. Если их родители хотели, чтобы ребенок ходил в обычную школу, отказов не было, – говорит заместитель начальника отдела департамента образования Ярославской области Лилия Жаворонкова. – В области система специального образования создана в разных формах и давно. С 2004 года в регионе введен корректировочный коэффициент на обучение детей с ограниченными возможностями. В рамках программы «Доступная среда» активно ведется работа по созданию в школах и детских садах, учреждениях дополнительного образования безбарьерной среды, совершенствуются материально-техническая и кадровая базы. Все особенные дети в регионе получают бесплатное двухразовое питание в школе.

Жизнь на ощупь

В областном центре сейчас десять школ, где создана безбарьерная среда для обучения особенных детей. Хотя, по словам Елены Ильиной, ???? городского департамента образования, дети-инвалиды и сейчас есть практически во всех общеобразовательных заведениях города. Дело в том, что специальные условия для их обучения требуются не всегда. А вот среди тех школ, кто создавал специальную среду, одной из первых в программу включилась 12-я СОШ. С 2010 года здесь помимо обычных школьников обучаются дети с ослабленным зрением. В параллелях по одному такому классу. В особенном классе – от 5 до 11 человек.

– Конечно, мало, особенно если учесть, что с такой специализацией мы единственные на весь город, – считает педагог школы Наталья Петрова. – Но родители зачастую предпочитают посещать школу по месту жительства, нежели ездить через весь город к нам. Хотя учеба в обычной школе становилась трагедией. Ребенок с астигматизмом, например, может не видеть разницу между квадратом и прямоугольником в принципе. А обычный педагог, не зная таких нюансов, в лучшем случае, ограничится двойкой. У нас же занимаются даже дети, у которых острота зрения снижена до одной сотой, те, у кого страдает поле зрения, цветовосприятие. Иногда эти патологии еще и сочетаются. Для каждого такого ученика мы подбираем индивидуальную программу. В нашем случае обучение в специализированном классе – просто вопрос безопасности. У нас есть дети, для которых любой толчок, падение чревато окончательной потерей зрения.

Всего, как сообщили в департаменте образования региона, к концу 2015 года доступная среда для детей-инвалидов будет создана в сорока учреждениях области. На уровне областного центра этой проблеме также уделяется много внимания.

– Конечно, стараемся отталкиваться от пожеланий родителей, – говорит Елена Ильина. – Появился в микрорайоне 15-й школы ребенок-колясочник, родители которого захотели ходить в школу, мы оборудовали пандус, туалет, сделали широкие двери. Такие же условия есть в одной из школ каждого района города. Стараемся и других ребят объединить по профилю заболевания. Им так учиться легче. При этом речь не идет о том, что, допустим, дети с тяжелой умственной отсталостью переберутся в обычную школу. Этого никому не нужно, и самому ребенку в первую очередь. Для этого остаются коррекционные заведения.

…По мнению многих специалистов, общение с особенными детьми идет на пользу прежде всего их здоровым сверстникам. Так считает и победитель регионального этапа конкурса «Учитель года» Анна Шелия, автор инклюзивного проекта, в котором участвуют старшеклассники школы №37 Ярославля и инвалиды.

– Я бы даже сказала, что обычным детям это нужнее, – говорит педагог. – Они приобретают новый социальный опыт, учатся взаимопониманию, сочувствию. И не только на словах.

Остается надеяться, что благодаря инклюзии обычные дети станут чуточку добрее, а дети с особенностями развития почувствуют себя чуть более здоровыми.

Фото Сергея Белякова

образованиедети

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp