Главное:
По обращениям – хоть эффективность сверяй!

По обращениям – хоть эффективность сверяй!

Обращения граждан, проживающих на территории региона, в вышестоящие органы власти – одна из форм гражданского участия населения в местном самоуправлении. В 2015 году больше всего обращений написали активисты Ярославля, Рыбинска, Переславля-Залесского, Тутаевского, Ростовского и Ярославского муниципальных районов. А за весь год в правительство области поступило 7841 обращение. Органы исполнительной власти региона рассмотрели 27818 вопросов, поставленных в обращениях граждан. По каким проблемам и в какие органы власти обращались наши земляки, как работает институт обращений, какова его основная задача – об этом в сегодняшнем обзоре.

Мнение жителей – маркер качества

«Оцените работу органов местного самоуправления!» – такой опрос проводится на портале Народного правительства Ярославской области. Его цель – выяснить мнение жителей разных территорий в том числе о качестве транспортного обслуживания, состояния улично-дорожной сети, уровне тепло-, водо-, электро- и газоснабжения в регионе.

Опрос продлится до конца апреля. Результаты народной точки зрения будут учтены при планировании и реализации мероприятий по социально-экономическому развитию муниципальных образований, решению задач в сферах ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства. И – кто бы сомневался – при оценке положения дел на местах. Мнение народное – маркер для совершенствования уже имеющихся концепций развития муниципальных образований.

Как оно, мнение, определяется? Понятно, что не сбором пересудов «у колодца». Механизм выяснения точки зрения жителей на положение дел на местах разработан в нормативных документах и строится на строгой социологической основе. Но есть особый «барометр», показывающий, что не так делается, и позволяющий не топтаться на месте, а идти вперед. Это – обращения граждан в органы власти.

Обесточенная коммуналка

«Уже несколько месяцев нет на улице освещения… От главы администрации поселения один ответ: нет денег. Поселок обесточен за неуплату электросетям… Второй год не работает Дом культуры. Он находится на ремонте… Хотя сотрудники получают зарплату... Нет в поселке спортивного зала… Молодежи некуда деться… На территории поселка бывший пионерский лагерь им. Ю.А.Гагарина… домики развалились» – годами копились проблемы в поселке Михайловский Ярославского муниципального района. Не под силу оказалось их решение главе поселения. И жители обратились к президенту страны Владимиру Путину – помогите! У лидеров общественного мнения поселка имелись и предложения по обустройству: здание института повышения квалификации сельскохозяйственных кадров пустует, поэтому неплохо бы его отреставрировать и отдать под современный Дом культуры – очень хочется видеть свой поселок современным и функциональным. Правильно – пора заканчивать рисовать будущее картинами запустения! Вот такая постановка вопроса!

Да, ярославцев потому и считают в нашей стране чуть ли не самыми социально активными жителями российской провинции, что они из породы людей с обостренным гражданским чувством ответственности за происходящее на своей малой родине. Вот ситуация. Кадетская школа в Ростове, а позже – в селе Судино, пользовалась популярностью у мальчишек, мечтающих связать свою судьбу с Вооруженными силами. Но орган местного самоуправления оказался не в состоянии финансировать дальнейшую работу кадетской школы, и 1 сентября перед детьми открылись двери обычной общеобразовательной. Тогда группа родителей и ученики-кадеты обратились с письмом на имя Президента Российской Федерации В.В. Путина с надеждой на помощь в возобновлении работы школы в прежнем статусе…

Своеобразный прошлогодний рекорд обращений к президенту из нашей области – 58 жалоб из Переславля-Залесского. Ситуация там сложилась катастрофичная: вместе с отоплением в начале мая в городе была отключена подача в жилые дома горячей воды. Причиной отсутствия горячего водоснабжения и отопления, по народному мнению, стала «коммунальная война… противостояние МУПов «Энергетик» и «Спектр»… спор давно вышел из юридической плоскости… Приз – право контролировать и получать деньги за предоставленные населению услуги. Суды идут, ремонтные работы не ведутся». Кстати, многочисленные обращения переславцев на протяжении полугода – с мая по ноябрь – регулярно поступали и в правительство Ярославской области. Вот что писали жители села Нагорье: «Квартиры отапливаются от котельной, которую фактически как два года перевели с мазута на природный газ… Но платим за отопление мазутом, переплачиваем большие деньги. ЖКХ Нагорья и города Переславля отделываются пустыми объяснениями. Помогите нам освободиться от этой обдираловки!».

Решение проблем ЖКХ Переславля взяло под контроль правительство региона. Под его контролем реализовался план действий по предоставлению жителям своевременных и качественных коммунальных услуг.

Вместе со снегом тает и…

Не остается без внимания и информация о мелких недостатках. Ведь, если «кому-то где-то у нас порой» решение вопросов местного значения до лампочки, это значит, что за «трудоголизм» такой «награждать» стоит отнюдь не медалью. Вот, например, из деревни Чашницы Ростовского района «наверх» сигнализировали: «До трех раз в неделю с утра до вечера в деревне отключают электричество…».

Но чаще всего в прошедшем году народ искал содействия в органах исполнительной власти региона по решению проблем транспортной инфраструктуры. Жители областного центра били тревогу: «Вместе с таянием снега тает и асфальт в городе». Автолюбители эмоционально оценивали состояние трассы Тутаев – Ярославль: «Дорога… как после бомбежки». Народ волновало изменение тарифов на пригородном железнодорожном транспорте, восстановление маршрутов электропоездов со станции Ярославль-Главный, улучшение работы городского пассажирского транспорта, усиление безопасности дорожного движения. Жителей Заволжского района беспокоила ситуация по замене автобусов на 13 маршрутах «большой вместимости марки ЛиАЗ, МАЗ, МАН… на перевозчиков с автопарком ПАЗ без льгот социально незащищенных групп населения: инвалидов, пенсионеров…».

Очень много поступало предложений по организации в Ярославской области раздельного сбора ТБО и его вторичной переработке, сгенерированных на сайте некой общественной организации. Оно понятно. Сейчас такое время, когда экологическое состояние окрест родного дома волнует всех там проживающих – и временно, и постоянно. Например, ученые факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова по просьбе жителей Переславского района встали на защиту окружающей среды деревень Лучинское, Филимоново и др. в связи с решением ОМСУ о размещении городской свалки на земельном участке в окрестностях деревни Лучинское. Светила науки напомнили, что земля в этих местах «по своим почвенно-природным достоинствам не имеет аналогов в Центральной части России… где гумусовый слой не загрязнен солями тяжелых металлов».

Откуда, кто и как

Из каких же городов и районов Ярославской области чаще всего обращаются – в том числе и по не решенным органами местного самоуправления вопросам – в правительство региона? В 2015 году больше всего обращений поступило от жителей г. Ярославля – 3255 (41,5% от общего количества обращений), г. Рыбинска – 804 (10,3%), г. Переславля-Залесского, Тутаевского, Ростовского и Ярославского муниципальных районов – от 342 до 622 обращений (от 4,4% до 8% от общего количества). А вот из Большесельского муниципального района – всего 19 (0,2% от общего количества).

Интересен социальный статус авторов обращений: пенсионеры – 1544 человека (20% от общего количества обратившихся); льготники всех категорий – 1795 человек (23% от общего количества обратившихся). Из них: участники и инвалиды Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда, семьи погибших – 57 человек; многодетные и приемные семьи, сироты – 614 человек; инвалиды 1-й, 2-й, 3-й групп и инвалиды детства – 633 человека; ветераны Великой Отечественной войны и ветераны труда – 491 человек.

Кстати, прошло то время, когда граждане отправляли свои предложения и тревожные сигналы исключительно в почтовых конвертах. В прошлом году из 7841 обращения в правительство области по информационным сетям общего пользования получено 5778 обращений (73,7%), а почтовой, телеграфной связью и нарочным способом доставлено 2063 обращения (26,3%).

Вот еще что. Люди, если возникают серьезные затруднения, как правило, первоначально обращаются в органы местного самоуправления. Таких обращений в прошлом году поступило на 34% больше, чем в 2014-м (18773 обращения). За 2015 г. ОМСУ Ярославской области рассмотрено 25142 обращения. Наибольшее количество – городскими округами: Ярославля – 14577 (58% от общего количества обращений), Рыбинска – 1845 (7,3%), Переславля-Залесского – 1785 (7%); муниципальными районами: Гаврилов-Ямским – 1530 (6%), Угличским – 943 (3,8%), Некрасовским – 795 (3%), Тутаевским – 631 (2,5%), Даниловским – 508 (2%) и Ярославским – 489 (2%).

В основном в обращениях затрагивались вопросы жилищно-коммунальной сферы, хозяйственной деятельности органов МСУ (77%), социальной защиты населения, образования, охраны окружающей природной среды (16%). Органы местного самоуправления приняли меры по 8049 обращениям (32%). На личном приеме руководителями ОМСУ Ярославской области принято и рассмотрено 1953 обращения (в 2014 г. – 3197). Из них 1428 (73%) обращений по жилищно-коммунальным, вопросам хозяйственной деятельности – ремонта дорог, колодцев, работы транспорта и др.

У обращений граждан особый статус. Контролирующие органы постоянно отслеживают – не нарушают ли органы власти права заявителей и сроки рассмотрения обращений? Так вот, за год 2015-й нарушений не выявлено. Это значит, что поставлен заслон извечному правилу бюрократа – пускать жалобы по кругу, отфутболивая «письмишки» из одной структуры в другую. При работе с обращениями населения акцент сделан на то, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. За прошлый год органами исполнительной власти региона приняты меры по 6596 актуальным вопросам, обозначенным в обращениях, а по 16996 – даны разъяснения. А из общего количества обращений, поступивших в правительство области, 3539 вопросов, содержащихся в них, поставлены на контроль и рассмотрены по существу. Из них 214 рассматривались комиссионно или с выездом на место. Как раз тот случай, когда руководители поселений и районов волшебным образом забывают про все непреодолимые препятствия, стоящие на пути решения проблем местного значения.

Областная власть, кстати, в определении того, кто и как из органов местного самоуправления работает без прохладцы, использует механизм рейтинговой оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления – муниципальных районов и городских округов. Аж с 2007 года. Рейтинг формируется на основании 30 основных показателей. По ним можно судить о достижениях, развитии муниципальных образований и работе руководителей разного уровня – от поселкового до районного.

Заместитель губернатора Юрий Бойко, называя лидеров рейтинга в прошлом году, подчеркнул: «Наиболее значимыми показателями являются те, которые характеризуют инвестиции, доходы в бюджет, ввод жилья, а также мнение населения по качеству жизни...».

Народная оценка не позволяет расслабиться ни главе поселения, ни руководителю района. Ведь начни игнорировать потребности людские – население тут же использует механизм обращений. И – спасибо гражданам за это!

Справка

Федеральный закон №59 от 02.06. 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует «правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4cf9/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость