Главное:
Абитуриент-2016: до 2020 года число вузов в Российской Федерации будет сокращено на 40 процентов
1775

Абитуриент-2016: до 2020 года число вузов в Российской Федерации будет сокращено на 40 процентов

Стратегический шаг для успешного развития региональной системы высшего образования – создание регионального опорного вуза.

Какие новшества ждут абитуриентов этого года, будет ли дальнейшее сокращение числа бюджетных мест, кем хотят стать современные абитуриенты – физиками или лириками, снят или отложен вопрос объединения вузов – об этом и не только рассказала советник губернатора по вопросам высшей школы и науки Ирина Лоханина.

– Ирина Михайловна, последние годы выпускников школ и их родителей Министерство образования и науки держит, что называется, в тонусе, меняя правила приема едва ли не накануне ЕГЭ. Продолжилась ли тенденция, и что ждет абитуриентов-2016?

– Действительно, в последние годы абитуриенты, их родители, да и сами вузы с трудом успевали за изменениями, вносимыми Минобрнауки. Правила приема постоянно корректировались. Этому есть объективные причины: вступил в силу Закон об образовании, под который требовались подзаконные акты. Думаю, сейчас ситуация выравнивается, и изменения уже не будут носить глобальный характер. Из новшеств этого года наиболее принципиальный момент для абитуриентов и их родителей в том, что процедура подачи подлинника документа об образовании предусматривает также предоставление заявления на согласие быть зачисленным. Это не формальность, без него приемная комиссия попросту не сможет включить абитуриента в приказ о зачислении. Написать такое согласие за одну вступительную кампанию можно лишь дважды. Еще одно новшество касается выпускников профессиональных образовательных организаций. Если раньше вузы сами решали, сколько бюджетных мест выделить для выпускников колледжей, сколько – для выпускников школ, сейчас все абитуриенты будут приниматься в рамках одной квоты на общих основаниях, раздельного приема не будет.

– Не дает ли такая новация повод для возмущений выпускников колледжей, которые традиционно имели преимущество при поступлении в профильный вуз?

– Никакого ущемления прав я не вижу. Так и должно быть. Вход – это готовность осваивать программу высшего образования. Вот пусть специалист со средним профессиональным образованием ее с накопленным уровнем знаний и продемонстрирует. После зачисления, если он обладает определенными знаниями по предметам, у него есть право на обучение по ускоренной программе, и вуз может утвердить ему индивидуальную траекторию освоения знаний.

Еще одна новация касается учета индивидуальных достижений. Правилами предусмотрено два варианта, которыми могут руководствоваться вузы. Первый предполагает добавление индивидуальных баллов в общую конкурсную массу баллов и дальнейшее ранжирование по списку. По второму – баллы учитываются только тогда, когда абитуриенты набрали одинаковый результат. В нашем регионе все вузы выбрали первый вариант. Но в вузах других регионов может использоваться и второй вариант, что обязательно должно быть отражено в правилах приема.

– Такой каверзный вопрос доводилось слышать: можно ли рассчитывать на дополнительные баллы, имея аттестат со всеми пятерками, но не имея при этом золотой медали?

– На самом деле ничего сложного в этом вопросе нет. В правилах приема четко прописано: индивидуальное достижение – аттестат о среднем образовании с отличием. Все! Кстати, вузы в этом году стали более активно идентифицировать список индивидуальных достижений. Я бы советовала абитуриентам внимательнее смотреть на правила приема в отдельно взятом вузе – и баллы за индивидуальные достижения разные выставляют, и комплект документов требуют разный.

– В прошлом году появилось правило: 80 процентов поступающих зачислять в первую волну. Были сомнения, что в выигрыше окажутся те, кто быстрее принесет подлинник аттестата – в том числе и слабые выпускники. Справились ли с нововведением ярославские вузы?

– Соотношение в двух волнах приема остается. Оно подталкивает к осознанному выбору, чтобы не было метаний между вузами и специальностями. К тому же абитуриенты не выпадают из списка, если не принесут подлинник, как было раньше. Абитуриент может и написать сначала заявление на зачисление, а потом, передумав, отчислиться. Норма в 80 процентов положительно зарекомендовала себя, и таких ситуаций, чтобы проходной балл во вторую волну был выше, чем в первую, не было.

– Как быстро можно забрать документы из вуза, если решил обучаться в другом? По федеральным вузам в минувшем году были жалобы, что с хорошими абитуриентами учебные заведения не спешили расставаться, всячески затягивая выдачу?

– Раньше были такого рода жалобы. Сейчас проблема решена. Четко прописано: в течение рабочего дня, если обратились не позднее, чем за два часа до его завершения. Ваши права нарушены – обращайтесь в надзорные органы.

– Можно ли в ярославские высшие учебные заведения подать заявление в электронном виде, как анонсируется это на федеральном уровне?

– Согласно опубликованным правилам приема в этом году в электронном виде онлайн-заявления будут принимать ЯрГУ им. П.Г. Демидова и РГАТУ имени П.А. Соловьева. Пока электронный кабинет закрыт, и как это нововведение будет реализовываться на практике, узнаем в приемную кампанию. Есть нюансы с точки зрения подтверждения подлинности документов, электронной подписи и другой защищенной информации. Молодежь креативна в информационных технологиях и может использовать по максиму возможности подачи документов в установленное количество вузов и на несколько образовательных программ, что, конечно, приведет к увеличению потока заявлений. Задача вузов – с этим справиться.

– Число бюджетных мест в вузах сокращается – это тенденция последних лет. Насколько урезали их в этом году и чего ждать от будущего?

– Если говорить о программах бакалавриата и специалитета, то в целом по всем вузам в регионе в этом году 3,5 тысячи бюджетных мест, что на 145 мест меньше, чем в прошлом. Правильнее тенденции оценивать по относительным цифрам. В прошлом году на каждые 100 мест выпускников школ очной формы в вузах приходилось 62 места. В этом году – 58 мест. Снижение идет прежде всего за счет постепенного увеличения числа выпускников, потенциально претендующих на эти места. В любом случае в целом по стране обеспечивается выполнение законодательной нормы – не менее 800 мест на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации.

– Получается, дети, которые родились в нынешний демографический бум, будут иметь, скажем так, скромные шансы поступить на бесплатной основе?

– Определенное наведение порядка нужно. Все-таки за 90-е годы качество высшего образования девальвировалось. Сейчас получается, что практически шестидесяти процентам выпускников школ гарантированы бюджетные места. Но у нас есть еще и другой уровень образования – среднее профессиональное, мы там тоже должны свои задачи решать. Пока сокращается преимущественно набор на экономику, юриспруденцию, педагогические специальности – это все общероссийские тенденции. В первую очередь «под нож» идут непрофильные программы вузов – например, экономика в сельхозакадемии, педагогическом и техническом университетах. Конкурс всегда высокий там, где число бюджетных мест незначительное, а заявлений много. Но существует большой круг направлений подготовки, востребованных на практике, с гарантированным числом бюджетных мест. Задача стоит в повышении престижа этой подготовки у абитуриентов и родителей. Задача непростая – сблизить интересы государственной политики в сфере подготовки кадров и ожидания абитуриентов.

– На выходе из вузов мы сейчас получаем бакалавров и магистров. Оправдало ли себя это деление?

– Пока говорить рано. В чистом виде массовый выпуск студентов, обучавшихся по уровню бакалавриата, произойдет только этим летом. Не открою Америки, сказав: главное не какой у тебя диплом, а что у тебя в голове. А для оппонентов можно заметить, что весомым аргументом в защиту уровневой подготовки является значительное расширение магистратуры. Если раньше план приема был 200, 400 человек, то в этом году уже больше тысячи. Так что реальные возможности продолжить обучение в магистратуре значительно расширились.

– Тема, вызвавшая под конец уходящего года широчайшую дискуссию, – возможное объединение вузов. Чем в декабре закончилась эта история, все хорошо помнят. В ней поставлена точка или запятая?

– Существует госпрограмма развития образования в Российской Федерации, в которой предусмотрено, что к 2020 году количество вузов будет сокращено на 40 процентов, а филиалов – на 80 процентов. Речь идет о масштабной оптимизации сети. Сейчас на территории региона программы высшего образования реализуют 25 образовательных организаций. Высшее образование в регионе многопрофильное, и его основная задача – подготовка кадров для всех сфер экономики Ярославской области. Поэтому просто сокращать вузы мы не можем и не должны. Но мы обязаны сохранять конкурентоспособность на международном и межрегиональном образовательных уровнях. Не случайно возник вопрос о создании опорного вуза – опорного как с точки зрения экономики региона, так и с точки зрения качества образования. Именно в опорном вузе должны быть магистратура и аспирантура. Здесь должны быть сосредоточены высококвалифицированные преподавательские кадры, хорошая материальная база.

– Получается, сейчас гарантии качества высшего образования нет?

– С точки зрения ресурсов эти гарантии несколько растворяются. Обновление кадрового потенциала в вузах идет медленно, в некоторых учебных заведениях есть излишние площади, но не хватает средств на их содержание, нет ресурсов на замену оборудования. Почему не консолидировать усилия? Самым большим препятствием становится консерватизм, сложно менять что-то в привычном укладе.

– Наверное, у многих есть желание просто пересидеть инициативу федеральной власти…

– Пересидеть не получится. Сам проект создания опорных вузов Министерство образования и науки России проанонсировало на три года. Под него предлагаются дополнительные ресурсы, и будет непростительно, если ими не воспользоваться. Также предусмотрены преференции в части увеличения контрольных цифр приема, в части различных конкурсных проектов министерства. Если опорный вуз не будет создан по инициативе снизу, думаю, вопрос Минобрнауки решит административным образом, но уже без выделения дополнительных ресурсов. Региональная власть очень заинтересована в том, чтобы опорный вуз был. Область готова помогать и вкладывать ресурсы в реализацию этого проекта. Сейчас профессиональным сообществом создана рабочая группа, которая должна консолидировать усилия на разработке в ближайшее время проекта интеграции вузов. Время работает против нас: тот, кто включился в проект создания опорного вуза в прошлом году, уже находится впереди, а значит, получает конкурентные преимущества в соревновании за кадровые ресурсы.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4d2n/
образованиеинтервью

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость