Главное:
На рыбинские усадебники Мити Кузнецова съезжаются лучшие исполнители народных мелодий

На рыбинские усадебники Мити Кузнецова съезжаются лучшие исполнители народных мелодий

Человек мира, ретранслятор старины, «переводчик» традиционной музыки со всего света – это все о рыбинце Мите Кузнецове. Вместе с братьями фолк-музыкантами он отбирает малоизвестный фольклорный материал и делает его нескучным для современного уха. Эту музыку лучше слышать живьем – и вот уже седьмой год к Мите в «Этно-Кузню» съезжаются лучшие исполнители народных мелодий и выступают под открытым небом. Накануне нового сезона усадебников музыкант рассказал, с каким инструментом его связывают 30 лет жизни, как принимали в Америке русские песни и кто приедет на усадебники  в Рыбинск этим летом.

– Митя, вы мультиинструменталист, у вас большая коллекция музыкальных инструментов?

– Скорее, не коллекция – я же не собиратель, а пользователь. Карьера мультиинструменталиста началась в пятнадцать лет – я пришел в рыбинскую фолк-группу «Седьмая вода» при ДК «Вымпел». На киевской фабрике народных инструментов мы закупили жалейки, гусли, даже кобзу – в коллективе я играл почти на всем. Больше всего мне нравилась дудочка, и до сих пор духовые – самые любимые, их у меня много. Еще есть барабан, гусли. Колесную лиру сделал сам. Часто ездил в Москву в музей Глинки и рядом с венгерской лирой торчал по часу. Бабушки-смотрительницы уже косились на меня, а я все рассматривал, как она устроена.

А коллекция собиралась сама собой в течение жизни. Дудочки люди просто дарили, где бы я ни оказался. Однажды пришло письмо из Скандинавии: «Есть старинная дудка, может, ты поймешь, что с ней делать», и прислали ее по почте. Мой самый востребованный инструмент с 1987 года – украинская сопилка. Скоро 30 лет, как я на сцене, и ей столько же. Внутри нее уже 30 лет живу я, мои мысли, моя энергия.

– У вас есть аранжировки китайских, шотландских, американских народных мелодий. Как родился интерес к этнической музыке, которую принято называть мировой?

– Куда бы я ни приезжал на гастроли, всегда интересовался традиционной музыкой тех мест, расспрашивал. Если проявляешь интерес, то мир сразу отзывается, дарит себя. Людям нравится, когда интересуются их миром, они не только расскажут, но и диск подарят на прощание. В 90-х я прослушал огромную коллекцию записей традиционной музыки – венгерской, ирландской, болгарской, китайской. Это дало мне такой потенциал! Потом я познакомился с бельгийским продюсером Мишелем Драшусовым. Он, зная, что я мультиинструменталист и знаток мировых мелодий, пригласил меня сочинять музыку для европейских фильмов о Китае, Шотландии, Африке, Диком Западе. Я создавал мелодии на основе народных песнопений. Мировая музыка (World music) – это своеобразный ретранслятор, переводчик сложных для восприятия традиционных мелодий. Китайские напевы в чистом виде слушать очень сложно. Я гармонизировал их для европейского уха – даже китайцы оценили. Шутили в интернете, что у меня, должно быть, китайская жена, раз я так тонко почувствовал и обработал их музыку.

– Вы выступали с русскими народными песнями в Америке. За океаном понравилась наша музыка?

– Американцам русская музыка совсем не близка, но лишь в плане формы, а не эмоций. Их традиционные мелодии звучат и исполняются по-другому, даже их профессиональным музыкантам было сложно подыграть мне три аккорда. Другое дело, как они воспринимают русскую музыку. Часто пел им «Пряху», на мой взгляд, простую русскую песню. А они: «Какая мелодия интересная!» Сколько ни было у меня концертов, в конце они всегда вставали и аплодировали.

Я чувствовал, что через меня они знакомились с нашей традиционной музыкой, и этими аплодисментами они отдавали честь русской культуре.

– Почему вы остались в Рыбинске, ведь вы так востребованы как музыкант, аранжировщик.

– Я не очень публичный, фестивальный человек. Отношу себя скорее к художникам, которые сидят в мастерской и творят. Для творчества мне достаточно комнаты, где я могу надолго зависнуть, сочиняя. Мне очень нравится в Рыбинске, люблю свой город, свой дом. Я слишком привязан к корням, чтобы переехать. На гастролях я сразу начинаю скучать – по дому, по детям.

Я стараюсь двигать имя родного города, на всех альбомах пишу «Рыбинск». Вообще считаю, можно никуда за границу не ездить отдыхать – просто по России путешествовать, такое богатство здесь, ни в одной стране света такого нет.

– Помните, с чего начинались усадебники?

– Десять лет назад мы с женой купили дом в рыбинском Заволжье у Иверского храма. В 2010 году – помню, было очень жаркое лето – я построил сцену во дворе и бросил клич. Всего через неделю на первом усадебнике было сто человек. Тогда выступали местные друзья-музыканты. Уровень концертов постоянно рос. На второй год выступал московский ансамбль «Русичи», исполняющий древнерусский фольклор, приезжал Егор Стрельников – на мой взгляд, лучший в России гусляр.

В третьем сезоне усадебник посетили мировые величины: сербский ансамбль «Бело платно» с солисткой Светланой Спаич, входящей в десятку лучших исполнительниц мировой музыки. В составе ансамбля приехал Никола Попмихайлов, руководитель единственного в мире хора сербской школы «Моисей Петрович», исполняющий почти утраченную византийскую духовную музыку. Это было необычно – три столпа мировой народной музыки на одной маленькой сцене в Рыбинске!

– Митя, по какому принципу отбираете музыкантов для усадебников?

– Часто у меня на усадебниках выступают люди не столь известные широкой публике, но много сделавшие для сохранения традиций. Стараюсь, чтобы это были музыканты, которые несут глубину. Мы на усадебниках не просто выступаем, но и записываемся в студии, создаем новые вещи. Усадебник – не просто развлечение. Важно, чтобы у зрителей «зашевелились корешки», что-то отозвалось в душе. Хочу, чтобы каждый отошел от сумасшедшего ритма цивилизации и после концерта в душе у зрителя произошел внутренний сдвиг, который побуждал бы дальше дышать и жить. Для этого культура в конечном итоге и нужна – обратить внимание внутрь себя.

– Чем ознаменуется этот год? Кто приедет?

– Это лето в «Этно-Кузне» будет исключительно русским. В середине лета приедут «Нерехтские рожечники» из-под Костромы, они исполняют старинные мелодии на длинных берестяных рожках. Редчайшая на сегодня музыка, которая активно утрачивается, к сожалению. Этот ансамбль можно смело назвать достоянием России, потому что нигде в мире таких инструментов больше нет.

В августе на усадебнике выступит московский ансамбль древней духовной музыки «Сирин». Именно благодаря им двадцать лет назад я познакомился с колядками и духовными стихами. Мой альбом «Голубиная книга» наполовину состоит из их репертуара, но с моим видением и аранжировками.

– А ближайший концерт?

– Совсем скоро, 28 мая, приедет Сергей Старостин – знаковый фолк-музыкант, собиратель и исполнитель русского фольклора. В 90-е годы он вел на телеканале «Культура» проект «Мировая деревня»: ездил по глухим деревням и записывал старинные напевы, пока их носители еще живы. Он, как губка, впитывает в себя народную песню – все ее приемы, особенности – и отдает людям. При этом Сергей аккомпанирует себе на гуслях и всевозможных дудочках – по музыкальному образованию он кларнетист. На усадебнике ему поможет молдавский барабанщик Марио (Мариан Калдарару) – он мастерски играет на разных этнических ударных. Сергей играет со многими музыкантами, в том числе и с Инной Желанной, но его дуэт с Марио, на мой вкус, самый чудесный. Их музыку я назвал бы скорее вдумчивой и лиричной, чем задорной, но скучать зрители не станут, это я обещаю.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4egx/
Рыбинск

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость