Главное:
Зураб Церетели на выставке «Возможные миры» обещал подарить Ярославлю статую Екатерины II

Зураб Церетели на выставке «Возможные миры» обещал подарить Ярославлю статую Екатерины II

 

Для своей выставки «Возможные миры» Зураб Константинович выбрал филиал историко-культурного комплекса (ИКК) «Вятское». А именно – «Музей современного искусства», который находится в Ярославле, в одной троллейбусной остановке от «Доходного дома Понизовкина». Такая вот в областном центре образовалась некрасовская сторонка.

76 работ – по числу автомобильного кода регина

Музей современного искусства создатель вятского ИКК Олег Жаров открыл в конце прошлого года, взяв под крыло многострадальный «Дом муз». Почти сразу Жаров заключил договор с Российской академией художеств, которую с прошлого века и возглавляет Церетели.

 – Мы консультируемся с ними по поводу, каких авторов приглашать, – поясняет директор «Музея современного искусства», президент «Ярославского фонда развития культуры» Александр Орлов.– Уже три выставки мы проводим по их рекомендации.

Вначале музею прислали полотна московских концептуалистов – прошла выставка «Вокруг квадрата». Всем все понравилось – концептуалистам, ярославцам. Для второй выставки Церетели расщедрился на скульптора Дмитрия Тугаринова. А это, между прочим, мэтр: скульптор известен и в Европе, и в США, в Суриковке он возглавляет кафедру скульптуры и композиции.

Наконец Зураб Константинович решил приехать лично: и себя показать, и музей посмотреть. Мужик с юмором, с собой монументалист привёз 76 работ – по числу автомобильного кода Ярославской области.

 – Работ немножко много собралось, – на публику решил слукавить Зураб Константинович. -–Я еще не все экспозиции прошел, не просмотрел, как выставку оформили. Пройду­посмотрю и вам скажу: понравилось или нет.

Вместе с ним в экскурсии участвовало несколько сотен человек: – никогда «Дом муз» не был еще столь посещаем.

Среди произведений церетелевской экспозиции были представлены: скульптура, живопись, графика. «Статуи» монументалист привез совсем небольшие, по пояс едва ли. Стенды были выше иных скульптур – такой вот контраст с ожиданиями.

– Один из основных принципов Зураба – творить каждый день, не взирая на невзгоды и болезни, – поясняет направленный экскурсоводом Кирилл Соколов. – Церетели рисует всегда, на разных клочках бумаги. Поэтому для выставки мы отмасштабировали работы так, чтобы они выглядели однотипно и не выделялись относительно друг друга.

Просители скульптур  

– Сейчас у всех на уме разные вещи, – считает Зураб Константинович. – Я вот хочу сделать самую большую скульптуру. И чтобы люди сказали, что сделано хорошо.

Свою речь Зураб Константинович держал в плотном кольце пришедших на выставку поклонников, политиков, деятелей культуры.

– Надо в Россию вернуть искусство. Если будет больше искусства, будет больше доброты, – заключил мэтр.

 – Куда уж столько! – раздался выкрик с галерки.

– Критика тонизирует, – заметил Церетели. – Чтобы скульптуру правильно восприняли, надо знать, что и для чего создаешь.

Вместе с тем, Зураб Константинович высказался в том ключе, что утилитарный подход опасен. Как пример, он привел марксистский соцреализм. Скульптуру, картины старались подчинить сиюминутным политическим задачам:

– Из нас старались вытравить принцип «Искусство ради искусства». Теперь, по инерции, никто не хочет творить просто так. За деньги – пожалуйста. А между тем, именно наша культура объединяет народ. В ее числе и скульптура, наши музейные ценности.

За «музейными ценностями» сразу выстроился ряд просителей.

Экс-мэр Ярославля, депутат областной Думы Виктор Владимирович Волончунас поблагодарил Зураба Константиновича за «меценатство на тысячелетие города»:

– Помните, когда мы открыли Парк Тысячелетия, вы нам еще медведя с рыбой подарили? До сих пор стоит! Прижился, всеми любим. Есть у вас еще статуя Екатерины Второй. А одна из наших центральных улиц, Андропова, до революции имела название Екатерининская. И там, у госпиталя, есть маленькая такая площадочка, как раз под памятник. Не поможете восстановить историческую справедливость?

– Давайте, покажите место, – ответил мастер.

Вторым по настойчивости был журналист, книгоиздатель, краевед Антон Голицин – известный хотя бы как один из ключевых персон проекта «Библиотека Ярославской семьи». Просил Антон статую для Детской художественной школы имени Стомпелева.

– Действительно хорошая школа и педагоги, – пояснял он Церетели. -–Но у местных властей нет денег на благоустройство территории. Не могли бы вы подарить школе одну из своих скульптур, чтобы побудить местные власти сделать все-таки там благоустройство?

Учите кисть держать!

Зураб Константинович обещал подумать. И поделился своими наблюдениями:

– У меня в пятницу мастер-класс у детей. В субботу и в воскресение тоже буду с детьми работать. От детей я получаю огромное удовольствие, потому что индивидуальное отношение к предмету надо развивать. Большинство детей сейчас очень талантливые, очень активные и… На два мальчика в моем классе – шестьдесят девочек. Я и говорю родителям: не портите мальчиков. А то все настраивают: бизнес-бизнес-бизнес. Скоро некому будет кисть держать в руке. Ведите мальчиков в художественную школу! Здесь столько отличных невест…

В тот день на выставке Церетели в филиале ИКК «Вятское» было сказано немало теплых слов. А еще устно был обозначен ряд перспективных направлений сотрудничества: как с Российской академией художеств, так и с самим видным скульптором...

Говорили также, что Зураб Константинович снова посетит Вятское и даже, может, зайдет речь о скульптуре. Пока же директор Российской академии художеств сказал, что ему очень нравятся некрасовские места:

– Очень и очень!

Фото Алексея Сырцова предоставлено газетой «Районные будни»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4hnp/
Ярославль

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость