Андрей Лукашов: «Энергосбережение начинается с плана»
Выполнение программ по установке общедомовых приборов учета зависит от специфики районов области
Как известно, в нашей области довольно давно работает региональный совет по энергосбережению, возглавляет который губернатор Ярославской области. Однако жизнь настоятельно требовала приблизить эту работу к каждому конкретному человеку. Без аналогичных органов в каждом муниципальном образовании не обойтись – и они распоряжением местных органов власти были созданы. Сегодня есть смысл поговорить о том, в чем состоит основная задача этих органов. Об этом нам рассказал первый заместитель директора областного департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Андрей Лукашов.
– Андрей Иванович, энергосбережение сегодня на самом деле является одной из важнейших задач для всей страны. Однако областной совет по энергосбережению, созданный в 2008 году, справлялся с реализацией комплексной целевой программы «Энергосбережение в Ярославской области». Задачи, стоящие перед муниципальными советами, чем-то отличаются от тех, которые решаются на уровне региона?
– Общие задачи одинаковы и сводятся к реализации государственной политики в области энергосбережения и осуществления энергетической эффективности. Сюда, в частности, входят вопросы координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, организации проведения энергетических обследований, утверждения перечня мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности. Этот межведомственный, межотраслевой орган помимо реализации программы выявляет возникающие проблемы и оперативно находит пути их решения, в том числе создавая, таким образом, условия для реализации программы как в границах всего региона, так и в масштабах муниципального образования.
Но когда мы говорим о масштабах, то видим, что они существенно отличаются в разных муниципальных образованиях. Различаются и социально-экономические условия. Самый простой пример: в Любимском и Первомайском районах программы по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах выполнены практически на сто процентов. Не потому, что там лучше всего сработали местные советы по энергоэффективности, а в силу специфики жилого фонда этих районов. Там практически нет домов с потреблением тепла больше 0,2 гигакалории в год – и мероприятия по реализации программы свелись к установке счетчиков электрической энергии и воды, что несложно и недорого.
– Получается, что наиболее серьезные проблемы возникнут в деятельности советов по энергоэффективности крупных городов: Рыбинска, Ярославля, Ростова…
– Как раз наоборот: в конце минувшего года впервые проведены заседания по подведению итогов деятельности муниципальных советов по энергоэффективности во всех муниципальных образованиях. В упомянутых городах советы прошли с наиболее высоким уровнем обсуждения проблем и предложений их решения. А вот в Тутаевском районе, к примеру, есть еще резервы для усиления работы.
– Тогда есть смысл раскрыть суть работы этих органов в 2011 году. Какие задачи они решали?
– Самая главная – работа по энергетическому обследованию объектов коммунальной сферы. Для того чтобы начинать любую деятельность (а особенно модернизацию энергетики), нужно прежде всего четкое, многоуровневое и перспективное планирование. А это в свою очередь подразумевает, что мы должны полностью видеть картину ситуации потребления энергоресурсов в коммунальной сфере. В целом эта задача муниципальными советами решена.
– Судя по уровню постановки задачи, руководителями этих советов должны быть главы муниципальных образований?
– В большинстве районов так оно и есть, но в некоторых муниципальных образованиях советы возглавляют заместители глав по вопросам ЖКХ. Это, в общем, не принципиально, хотя вопросы предстоит решать действительно сложные.
– Как раз в части вопросов: если 2011 год ушел на то, чтобы увидеть картину в целом, то какие задачи стоят перед муниципальными советами в наступившем году?
– Во-первых, 2012-й – завершающий год реализации мероприятий по федеральному закону №261. Подразумевается, что к его окончанию приборы учета энергоресурсов должны быть установлены в каждом многоквартирном доме. Во-вторых, начинается реализация мероприятий по внедрению новых стандартов энергетической эффективности учреждений. В-третьих, начинается паспортизация коммунальных объектов энергопотребления.
– Вот тут возникает любопытная коллизия: с одной стороны, можно модернизировать котельные и существенно повысить их КПД. С другой – энергетические паспорта позволят существенно улучшить ситуацию с энергосбережением на объектах потребления ресурсов. Но что делать с тем хозяйством, которое их связывает? На совещании по вопросам ЖКХ, состоявшемся в прошлую среду, губернатор области заметил, например, что в том же Переславле 120 километров теплосетей, из которых, дай бог, одна шестая часть находится не то что в нормальном, но хотя бы в безаварийном состоянии.
– Любопытно, что из этой информации делаются не совсем правильные выводы. Конечно, можно сосредоточиться на том, чтобы все эти сто двадцать километров привести в надлежащий вид, теплоизолировать, заменить изношенные и нестандартные участки трубопроводов… Правда, стоить это все будет очень дорого. Но стратегически вопрос может и должен стоять совсем по-другому: а нужны ли Переславлю сети такой протяженности? Есть ли экономический смысл в том, чтобы тянуть теплотрассу от котельной «Славича» до западной окраины города? Сколько будет стоить поддержание такой теплотрассы? Здесь уже идут вопросы о стратегическом изменении всей энергетической схемы в муниципальном центре.
– Наша газета уже озвучивала планы создания такой электронно-информационной схемы, при которой потребление энергоресурсов в каждом доме и каждой школе можно будет учитывать и контролировать в реальном времени. Теперь вопрос за тем, чтобы такие схемы хотя бы разработать.
– Пилотный проект уже готов для Большого Села. На выходе – проект для Ярославля. И, кстати, возвращаясь к началу нашего разговора: при разработке этих схем ярко проявилось различие целей и задач в разных муниципальных образованиях. Если крупные города ориентированы на развитие, то для небольших (особенно сельских) гораздо важнее цели устойчивого функционирования. Это серьезно определяет массу нюансов в нашей работе. Поэтому муниципальные советы по энергоэффективности появились очень вовремя. И работы им хватит даже на отдаленную перспективу.
Справка
Требования ФЗ-261
Федеральный закон №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», принятый в 2009 году, устанавливает, что собственники жилых домов, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить их оснащение приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Они же несут расходы по обеспечению этих норм.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/ns93/
Комментарии: