Главное:

Резиногигант

Свой клуб ярославские шинники назвали в честь выпущенной на заводе продукции

– Первый, первый, первый – это слово мне постоянно встречалось при изучении исторических документов, – рассказывает заведующая музеем истории ОАО «ЯШЗ» Ольга Кокорнова. – «Первая шина», «первый синтетический каучук», «первая шина со съемным протектором». А еще «сильнейший», «крупнейший», «кузница кадров».

С шиной через площадь

Пуск завода был запланирован на декабрь 1932 года. Но в соответствии с тогдашними веяниями времени первую шину решили выпустить на месяц раньше – к 15‑й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. 7 ноября первую покрышку, изготовленную на Ярослав­ском шинном заводе, вынесли через заводскую проходную и торжественно пронесли на демонстрации по Советской площади. Именно момент выпуска первой покрышки шинники считают днем рождения завода. Правда, и по сей день в исторической литературе на этот счет встречаются разногласия: то ли это было 6, то ли 7 ноября.

Как вспоминают очевидцы, станки, на которых собрали эту шину, – резиносмесительные, сборочные, вулканизаторы – заработали в ночь с шестого на седьмое. И в годовщину революции изделие торжественно вынесли с завода.

– Сначала мне встречались в документах упоминания только про эту шину. Однако через некоторое время попались сведения, что их на самом деле было выпущено две, – рассказывает Ольга Кокорнова. – Одну пронесли на демонстрации у нас в Ярославле. А вторую отвезли на Красную площадь в Москву. Ведь строился крупнейший завод, и нужно было отчитаться по результатам работы.

К тому времени ленинградский «Красный треугольник» уже не мог закрыть потребности страны в шинах. В первую сталинскую пятилетку строились ГАЗ, «Уралмаш», ЗИС. Автомобилизация и индустриализация шли полным ходом. Если в 1925 году выпустили чуть более сотни автомобилей, спустя пять лет – больше 4 тысяч, а в 1935‑м – уже почти сто. И все эти автомобили нуждались в покрышках.

Та первая выпущенная на заводе имела размер 40x8 и предназначалась для пятитонного грузовика ЯГ‑6 Ярославского же автозавода. Ее тогда еще называли «шиной‑гигантом». Потому и клуб «Гигант». До начала 1933 года завод сдал потребителю 15 таких шин. А также 139 покрышек 34x7 для грузовика ЗИС‑5 и автобуса ЗИС‑8. На следующий год, после пуска ГАЗа, шинники освоили размер 32x6 для полуторки и 28x4.75 для легковушки. За первый год работы завод выпустил больше 110 тысяч покрышек.

4 грузовика и 1280 лошадей

Выбор в пользу нашего города решило географическое положение. В продукции завода нуждались во всех уголках страны. А Северная железная дорога, мост через Волгу да и сама река как одна из главных транспортных артерий обеспечивали достаточно удобный способ отправки продукции потребителям. Сначала решили разместить производство на другом берегу Волги, но потом все же выбрали Полушкину рощу. В начале 1930‑х годов здесь густо росли деревья, в округе находилось несколько деревень и пустырь. Горожане любили отдыхать в Полушкиной роще.

Вторым важным моментом, решившим выбор в пользу Ярославля, стало большое количество рабочей силы. В Ленинграде, Москве уже сформировался кадровый пролетариат, зарплата которого была выше, нежели у разнорабочих. А на строительстве завода активно использовался неквалифицированный ручной труд. На начало возведения завода на стройке, например, числились 4 грузовых автомобиля, 1280 лошадей и 18 – 20 тысяч рабочих, приехавших в большинстве своем из окружающих деревень. Часть из них тут потом и осела, освоив рабочие специальности, окончив школу фабрично‑заводского ученичества или техникум резиновой промышленности.

Кстати, до революции на том же самом месте «Товарищество русско‑американской резиновой мануфактуры» ранее планировало построить свой филиал по выпуску шин. Заводы были спроектированы, строительные материалы завезены, но планы расстроил 1917 год.

Строительство началось в феврале 1929‑го. Не только в стране, во всей Европе не было по масштабу и мощности подобного предприятия. Договор на разработку проекта и оказание технической помощи в строительстве и пуске завода заключили с американской фирмой «Зайберлинг». Чтобы проиллюстрировать размер возводимого завода, достаточно отметить, что при полной мощности он должен был потреблять каучука больше, чем Франция или Германия. Оборудование завозилось иност­ранное, преимущественно английских и американских фирм. Американские и английские инженеры работали на установке и наладке оборудования. И платили им золотом, а потому ярославцы старались сами максимально быстро освоить производство.

Сувенир для делегата

Так как завод был построен по американскому проекту, то и технологический процесс на нем был как на предприятии «Зайберлинг». Но шинная промышленность США работала только на натуральном каучуке. Советскому Союзу приходилось закупать его за границей, опять же за золото, и стране это обходилось очень дорого. Освоение производства синтетического каучука стало приоритетной задачей.

От синтеза каучука к тому времени уже многие отказались. Сначала немцы, затем Томас Эдисон заявил, что это невозможно. Русский химик Сергей Лебедев первый в мире смог синтезировать каучук. А уже в мае 1933 года технологи ЯШЗ, опять же первые в мире, заложили искусственный каучук в рецептуру шин. 11 мая 125 кг синтетического каучука СКБ‑1 были запущены в производство и добавлены в резиновую смесь, из которой сделали покрышки. Это был настоящий прорыв!

– Вот этот первый сувенир, который выпустили наши шинники в 1934 году для делегатов ХVII партсъезда, – Ольга Кокорнова в музее истории завода показывает на часы, помещенные в декоративную небольшую шину. – Очень торопились сделать для делегатов эту шинку, в ее основе синтетический каучук, а нужно было продемонстрировать свои достижения. Вот тут буковки на боковине: «Делегату XVII съезда ВКП (б)» и клеймо «СК». Это тот самый съезд, который вошел в историю как «расстрельный».

Автопробеги, рекламации, репрессии

В мае‑июне 1933 года завод изготовил партию покрышек с добавлением синтетического каучука для автопробега Москва – Каракумы – Москва. Газеты того времени писали, что испытания прошли успешно. В 1936 году состоялся новый пробег Горький – Памир. В нем принял участие начальник автокамерного цеха Леонид Плуталов. Он вел наблюдение в пути за камерами и покрышками. «Резина находится в удовлетворительном состоянии, покрышки из СК идут прекрасно», – рапортовали передовицы.

Однако в действительности все было совсем не так.

– В секретной части архива мне попались телеграммы Плуталова, которые он присылал на завод, – рассказывает Ольга Михайловна. – «Участники недовольны резиной. Защищаю тяжелой ездой трудных условиях Каракумах». Дело обстояло так плохо, что он требовал высылки самолетом дополнительных комплектов шин.

Нескончаемым потоком шли на завод и рекламации. Только за 1936 год завод получил порядка 26 тысяч жалоб на покрышки и 40 тысяч претензий на качество автокамер. Пробег легковых шин составлял всего 6 – 10 тысяч км, грузовых – до 15 тысяч.

СКБ‑1 плохо перерабатывался и существенно уступал по свойствам натуральному каучуку. Задача догнать и перегнать капиталистические страны, эксплуатация незнакомого оборудования и неумение на нем работать, сложности в освоении синтетического каучука – эти огромные объективные трудности, справиться с которыми быстро было невозможно.

Боролись за качество в духе времени – искали вредителей. С 1932 по 1940 год у резиноасбестового комбината сменилось 11 директоров. Трех из них вместе с двумя начальниками шинного производства расстреляли. 200 человек были арестованы. Оказались репрессированными и Леонид Плуталов, писавший телеграммы с автопробега, и все те, кто в Америке изучал шинное дело, заключал договоры с иностранными фирмами. Их признали иностранными агентами. Немало под красное колесо попало и тех, кто стоял у истоков освоения синтетического каучука.

Но несмотря на все трудности, к 1939 году ЯШЗ вышел на проектную мощность. Освоил рецептуру синтетического каучука, а его потребление достигло 73 процентов. Постепенно к шинам становилось все меньше и меньше нареканий. И новые виды синтетических каучуков впервые в мире были опробованы и освоены в массовом производстве шин. И именно в Ярославле.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nu4d/
промышленностьзарплата

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость