Главное:
384

Кутюрье из Затрапезья

Этнограф Надежда Балуева с единомышленниками создали коллекцию реконструированного исторического костюма нашего края

На акварельных видовых пейзажах нашего земляка, жившего всего-то чуть больше века назад художника Ивана Белоногова, оригиналы которых ныне хранятся в отделе редких книг Нью-Йоркской публичной библиотеки, а репродукции можно увидеть в музее истории областного центра, работницы Ярославской Большой мануфактуры изображены в сарафанах, душегреях и кокошниках с канаватками. Из чего их шили и как?

– Интерес к тканям и крою у меня, можно сказать, потомственный, – рассказывает председатель региональной общественной организации возрождения русской культуры и традиций Надежда Балуева. – Наш род издавна жил в окрестностях Ярославской Большой мануфактуры, и большинство женщин становились пряхами и ткачихами. До сих пор, случись застолье, первой запеваем народную песню «Пряха» – она у нас самая любимая.

Возрождающая Надежда

По первому образованию Надежда Николаевна – текстильщик. По второму – историк. Несколько лет назад два главных профессиональных интереса ее жизни сошлись в единой точке времени и пространства. Ее увлекла, буквально заворожила идея реконструировать ярославский народный костюм.

Осуществить задуманное удалось благодаря государственной поддержке, которую правительство региона оказывает общественным организациям в деле воплощения в жизнь социально значимых инициатив. «Петропавловская слобода» получила денежный грант департамента информационно-аналитического обеспечения области.

Мастер-класс по канители

Проект стартовал, и сразу возник вопрос: где купить подлинные ткани?

– В юности я видела образцы традиционных для Ярославля тканей в коллекции первого историографа Ярославской Большой мануфактуры, управляющего фабрикой в предреволюционный период Алексея Флегонтовича Грязнова, – объясняет Надежда Балуева. – Очень сложно сегодня подобрать им аналоги. Современник Петра Первого Иван Затрапезнов создал в Ярославле масштабное, современнейшее по тем временам текстильное производство. Выпускал и полотняные ткани, и дорогие шелка. По сути дела, город одевал тогда всю Россию и, разумеется, был законодателем мод. Как обидно, что сейчас национальное производство тканей в таком упадке, что впору вспомнить допетровские времена.

Надежда Николаевна с ног сбилась, разыскивая более или менее подходящую текстуру материалов для своей коллекции не только в Ярославле, но и в Москве. К примеру, для верха традиционной рубахи-сенокосницы купили шуйскую бязь, а для стана достали из сундука старинную в горошек. Рубаху для переславского девичьего костюма шили из похожего на русскую «александрийку» текстиля американского производства. Для фаты-канаватки – отрез турецкого тюля. Но мало найти ткани – нужно подобрать рукодельниц, которые создадут будущий шедевр. Начинали проект реконструкции народного костюма Ярославского края 36 мастериц. А завершили всего 12. Уж больно дело канительное. Были применены более 20 уникальных техник шитья.

– Работу мы поставили на серьезную научную, профессиональную основу, – гордится Надежда Балуева. – Консультантами проекта стали художник по костюму Арина Белякова и художник по вышивке – золотной, жемчужной, атласной – Анастасия Ветюкова, обе из Москвы. Большой удачей было знакомство с фондом текстиля Ярославского музея-заповедника и его хранителем Еленой Боковой. Работу с лоскутом показывала Ирина Ткачева, ярославской вышивке обучала Нина Сергеевна Тихонова. Особенности ярославского кружевоплетения на коклюшках разбирали вместе с мастерами из Тутаева, хранителями романовской традиции Еленой Родимской и Любовью Денежкиной. Плетению ростовского кружева учили народный мастер Ирина Котова и Лидия Быкова.

Основная работа по пошиву коллекции легла на плечи Анастасии Носковой. Рубахи изготовили Ангелина Ковалик, Галина Андреева, Татьяна Жеребора. Одежду декорировали и украсили вышивкой Наталья Соловьева, Ольга Пономарева, Мария Перминова, Павел Петухов, Екатерина Кузнецова, Анна Этанкулова, Наталья Михайлова. Канителились (от итальянского canna (тростник) и tigliare (скручивать, вить), вышивая золотыми нитками, день и ночь.

Как Льюис Кэрол открыл Алисе, а вместе с ней и нам с вами Зазеркалье, так Надежда Балуева – Затрапезье. Этот мир не менее удивительный и яркий, не говоря уже о том, что он часть исторического наследия нашей малой родины.

Из прошлого на подиум

В первую коллекцию «кутюрье из Затрапезья» вошли ярославский, угличский, даниловский, пошехонский, борисоглебский и переславский варианты женского наряда, а также в единственном экземпляре мужской костюм. На показ, организованный в рамках этнографического семинара в областной библиотеке, «угличанка» вышла в малиновой штофной паре – сарафане и теплом шугае, на кокошник, украшенный бисером, была наброшена фата. «Переславна» сразила зрителей полупрозрачным сарафаном. Но подлинной звездой коллекции стала «ярославна».

– По залу уже фланировали модели в народных костюмах, но ярославского, которого зрители ждали с особым нетерпением, среди них не было. «Поддерживают интригу», – одобрительно шепталась публика. А в это время за стеной в пожарном порядке накладывались последние стежки. Две иглы порхали над тканью – мастерицы, как пианистки, доигрывали свою текстильную сонату «в четыре руки», – вспоминает Надежда Балуева.

Наконец двери распахнулись, и в зал вплыла ярославская красавица, как будто только что вернувшаяся с посиделок середины ХIХ века. На ней рубаха и широкий сарафан из шелка – зеленого, как заливной луг, пестрящий россыпью полевых цветов. Пышная нижняя юбка с накрахмаленными оборками создала эффект колокола. Сверху надета душегрея – тоже из шелка, но кофейного цвета. Разумеется, не забыли про канаватку. Этот элемент одежды из цветной узорочной шелковой ткани – канавати – очень любили модницы прошлых эпох. Недаром в старину говаривали: «Голь перекатна, а фата канаватна!». Ну и, конечно, голову щеголихи украшал островерхий кокошник.

Все это следует шить!

И вот костюмы реконструированы, показаны публике. Но точку в проекте ставить рано. Именно сейчас можно подумать о создании в Ярославле «Русского дома». И на волне широкого интереса народная традиция вполне может возродиться.

–Люди нашего круга уже имеют по нескольку народных костюмов – не сценических, а для дома и для улицы, – откровенничает Надежда Николаевна. – На работу их, конечно, не наденешь. А на посиделки и на праздники – на Масленицу, на колядки, на Троицу – самое то! И вслед не бубнят: «Вырядились», а одобрительно улыбаются.

Реконструкция сейчас действительно становится частью нашей жизни. Именно это создатели ярославского народного костюма считают своей миссией. Помните, как у Юрия Левитанского: «Вы полагаете, все это будет носиться? – Я полагаю, что все это следует шить!».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nuxr/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость