Главное:

У кого чего болид

Ярославцы собирают гоночный автомобиль из запчастей к велосипеду и мотоциклу

– Все думают, что автомеханики умеют только гайки закручивать. Но это, конечно, не так, – уверяет студент пятого курса автомеханического факультета ЯГТУ Сергей Красавин. – Мы в курсе достижений инженерной мысли. Если нужно, то и гоночный болид соберем на раз-два!

Вместе со своими единомышленниками Сергей целыми днями пропадает в гараже. Прокатиться с ветерком ярославцы хотят уже летом. И не просто так, а наперегонки с пилотами из разных стран.

600 кубов из сети

Началось все два года назад. По семейным обстоятельствам Красавин решил переехать в Тольятти. Место жительства так и не сменил. Зато в социальной сети «ВКонтакте» познакомился со студентами ТГУ. В фотоальбоме одного из них увидел спорткар, которым не побрезговал бы сам Шумахер. И испытал настоящий шок, когда узнал, что ребята сделали его своими руками.

– С недавних пор в России реализуется проект Formula Student. Во всем мире студенческие команды технических вузов конструируют гоночные болиды, – рассказывает Сергей. – Программа международных соревнований включает статический и динамический тесты. Машина должна пройти проверку на соответствие требованиям технического регламента и выдержать гонку на 22 километра.

Но что самое интересное, участникам нужно не просто сделать и испытать лихое транспортное средство, но и «продать» его. Судьи выступают в роли коммерсантов, которые хотят поставить на поток производство 600-кубовых «формул» для любительских спринтов.

– Соответственно требуется еще и разработать бизнес-план, – добавляет Красавин. – В нашей стране пока только шесть таких команд: две в Москве и по одной в Нижнем Новгороде, Сургуте, Тольятти и Челябинске. А чем мы хуже?

В сборную ЯГТУ вошли семь студентов автомеханического и машиностроительного факультетов. Коллеги из других городов дали им ценные советы.

– Мы использовали систему автоматизированного проектирования, а именно программный комплекс SolidWorks, – объясняет капитан новой команды. – Исходя из положений нормативной документации, построили 3D-модель гоночного автомобиля. Согласно расчетам он должен весить не более 320 килограммов и развивать скорость до 150 километров в час.

Высший пилотаж

Во время перехода от теории к практике было сделано важное открытие. Выяснилось, что высший пилотаж заключается в том, чтобы заручиться поддержкой инвестора. Пока иностранные соперники выступают под эгидой таких гигантов машиностроения, как BMW и General Motors, российские команды скребут по сусекам. Упрощенная версия гоночного болида, по самым скромным подсчетам ярославских студентов, встанет в полмиллиона рублей. С предложениями о сотрудничестве конструкторы вышли в сто с лишним крупных компаний, так или иначе связанных с автопромом. Категоричное «нет» не услышали ни в одной, но и желающих отдать полцарства за «железного коня» не нашли.

– Инвестор ждет немедленной отдачи от вложений. Как можно отблагодарить его? Разместить рекламу на корпусе – вот, пожалуй, и все, – рассуждает однокурсник Красавина Александр Чадаев. – Стоит начать разговор о материальной стороне вопроса – и становится ясно, что нам не дадут ни копейки.

Стартовым капиталом на реализацию некоммерческого проекта стала стипендия. На мотор копили целый год.

– В идеале хотелось бы двигатель от мотоцикла Honda CBR 600 F4i. Он считается наиболее востребованным среди участников Formula Student, и в случае поломки можно легко найти запасную деталь. Но такая модель, даже битая или подержанная, нам не по карману, – с сожалением вздыхает Сергей. – Замену искали долго. В конце концов в интернете увидели объявление о том, что в Москве продается Yamaha ZX6. Мотоцикл попал в ДТП, рама была разбита вдребезги, а мотор благодаря дугам безопасности не пострадал. К тому же машина новая, с 2005 года, да и пробег всего 2 тысячи километров. Можно сказать, нам сказочно повезло. 120 тысяч рублей отдали без всякого сожаления.

По принципу «дешево и сердито» подбирали и комплектующие. Главный тормозной цилиндр и приводной вал позаимствовали у «девятки», руль и сиденье – у карта, поворотные кулаки, рулевую рейку, ступицу и тормозной диск – у «Оки». Задние амортизаторы и вовсе сняли с велосипеда. А вот с шинами возникла заминка.

– Мы ищем так называемые слики – гладкие шины, которые позволяют увеличить площадь сцепления с дорогой. Нужно два комплекта – на мокрую и сухую погоду. Каждый стоит около 20 тысяч рублей, – подсчитывает Красавин. – Пытаемся подобрать бюджетный вариант.

Поехали!

До полной боевой готовности спорткару еще далеко.

– Рама готова. Работаем над подвеской, – перечисляет Сергей. – А потом начнем корпус из стеклоткани делать.

Тем временем пилот Андрей Заверткин, тоже студент автомеханического факультета ЯГТУ, вовсю наматывает круги на трассе СТК «Мотор». Пока на менее маневренном и скоростном карте. Но при удачном стечении обстоятельств уже летом он пересядет на гоночный автомобиль.

– В Москве намечается своего рода междусобойчик – померяются силами команды из России и стран ближнего зарубежья, – уточняет Чадаев. – А что касается международных соревнований, то там одна только регистрация стоит не меньше тысячи евро. В 2006 году команда МАДИ первой из России приняла участие в чемпионате мира Formula Student Germany на трассе «Формулы-1». На презентации проекта ребята честно признались: «Наша машина плохая. Не покупайте ее». Взяли приз зрительских симпатий и со спокойной душой уехали домой.

Ярославских студентов такой приз не устроил бы. И учитывая, с каким усердием они взялись за дело, несомненно, что впереди у них большие победы. А у автопрома страны – большие перспективы.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/ny8s/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость