Главное:
274

Я иду тебя искать…

Почему волонтеры, отправляющиеся на поиски пропавших детей, иногда мечтают их не найти, и зачем нужен паспорт в детском саду

О борьбе с равнодушием «Ярославскому Региону» рассказал командир и создатель добровольческого отряда Алексей Чернышев.

15 марта. Завтра выезжаем на поиски пропавшего мальчика в город Вытегра, это в Вологодской области. Будем докладывать обстановку.

16 марта. 15.00. Бросить свои дела и отправиться в экспедицию смогли 7 человек. Пожелайте всем удачи!

18.30. Мы в 250 км от места назначения, навигаторы таких мест не знают...

22.00. Наконец-то на месте! Дорога просто ужас, еле проехали. Будем устраиваться на ночевку, надеюсь, спальниками все запаслись…

17 марта. Весь день прочесывали заброшенные дома, стройки, осматривали овраги. Снега очень много, пробирались в сугробах по пояс, вернулись чуть живые. Да и город какой-то странный, словно в Твин Пикс попали: водоем, лесопилка и жители, провожающие нас долгими безразличными взглядами. Но самое главное, что малыш как испарился, никаких следов!..

Чужих не бывает

Краткий дневник о своих экспедициях Алексей Чернышев иногда ведет он-лайн в группе «Поиск пропавших детей – Ярославль», которую сам и создал. Идея организовать в нашей области отряд, по первому зову отправляющийся на поиски потерявшихся малышей и подростков, возникла у предпринимателя не вдруг. «Ушел из дома и не вернулся», «Последний раз видели возле школы», «Пропала из собственного двора» – от череды телевизионных репортажей и сухих сводок о пропавших детях у молодого человека не раз пробегал холодок по спине. Как воплотить в жизнь желание помочь, не ограничиваясь лишь жалостью и вздохами, ярославец придумал прошлой осенью.

– В один день по телевизору я посмотрел два сюжета: о пропаже мальчика в одном из наших районов и об отряде волонтеров из другого города. И тут неожиданно словно пазлы сложились: нужно действовать самим! У меня ведь тоже есть дочка. Да и вообще чужих детей не бывает, и мне страшно представить, что испытывают родители, лишившиеся самого дорогого на свете!

Зарегистрировав группу «ВКонтакте», Алексей моментально приобрел союзников: сначала вступило около 100 человек, а сегодня их уже больше 250. Ярославль, Углич, Рыбинск – неравнодушные люди нашлись повсюду.

– Конечно, далеко не все принимают реальное участие, но отзывчивых становится больше, – уверен командир отряда. – Кроме того, у нас налажена связь с общероссийским объединением «Поиск детей».

К счастью, пропавший прошлой осенью мальчик вскоре нашелся, оказалось, он сам сбежал из дома. Первая же серьезная экспедиция ярославской команды состоялась этой весной.

– Пришла сводка, что в городе Вытегра Вологодской области во время прогулки пропал 5-летний Роберт, – рассказывает Чернышев. – Я бросил среди знакомых и в интернете клич: «Кто имеет возможность отправиться за 500 километров на поиски малыша, за мной!».

Инженер Дмитрий Соковенин, ныне заместитель командира, присоединился к отряду во время этой поездки.

– Знаете, я никогда раньше не задумывался над такой проблемой, – признается волонтер. – Но однажды совершенно случайно наткнулся в интернете на ролик о пропавшей в Московской области девочке. Через 8 дней после исчезновения ее нашли мертвой. По заключению судмедэкспертизы, 7 из них несчастный ребенок прожил в лесу. С горечью представляю, как малышка бродила среди деревьев, плакала и звала на помощь. Все эти 7 дней ее можно было спасти, но никто не пришел! Так вот, я не думаю о том, что чувствуют родители, я представляю, каково беспомощным и беззащитным детям!

Вернуться с надеждой

В Вытегру отправились 7 человек из разных городов области. Ехали не наугад, а предварительно связавшись с местными правоохранительными органами. Помощь волонтеров полиция принимает с благодарностью, но только в том случае, если уверена: приехали хорошо организованные, знающие, на что идут, люди.

– Транспорт, бензин, еду – все это нужно обеспечить самим, – объясняет Чернышев. – Ночуем где место найдется, хорошо, если в общежитии, а так и спортивный зал подойдет. Главное, крыша над головой. У каждого с собой должен быть «набор туриста»: спальник, пенка, соответствующая одежда.

А Дмитрию как нельзя кстати пришелся опыт игры… в страйкбол.

– Это что-то вроде пейнтбола, – объясняет заместитель командира. – Там необходимо уметь ориентироваться на местности, пользоваться радиосвязью, знать топографию, разбираться в снаряжении.

После нескольких дней тщательных, но безрезультатных поисков волонтеры вернулись в Ярославль. А неделю назад, когда сошел снег, отправились в Вытегру снова. Уже 14 добровольцев не пожалели своего времени и денег, чтобы попытаться спасти чужого ребенка.

– Роберт пропал 8 марта, а с 9-го по 11-е в тех местах был какой-то сумасшедший снегопад, – рассказывает Чернышев. – Следствие не исключает ни одну из версий: похищение, несчастный случай, дикие звери. В первый раз мы чуть не на коленях проползали все заброшенные здания, второй раз обследовали лес и овраги. Опять никаких следов. Но, знаете, мы даже рады: если мальчишку не нашли здесь, значит, есть шанс, что он жив. У нас, наверное, психика по-другому «повернута»: начиная искать ребенка в таких местах, мы больше всего надеемся, что там его нет.

Законом по равнодушию

Казалось бы, благое дело, но далеко не у каждого ярославца волонтеры нашли понимание и одобрение.

– Почему-то некоторые до сих пор считают, что все плохое может произойти с кем угодно, только не со мной, – со вздохом признает реальность Алексей. – Например, когда нас попросили разместить по всему городу ориентировки на Роберта, мы столкнулись с тотальным равнодушием. Повесить на стенку листок с фотографией и приметами малыша категорически запретили, например, один из «Макдоналдсов» и ярославские поликлиники.

Чем мотивировали? Мол, не положено.

Если девушки-волонтеры пасовали перед такой непробиваемой стеной безразличия, то молодые люди настаивали на своем.

– Мы шли к руководству больниц и договаривались с ними лично, – поясняет Алексей.

Из истории с Робертом, которая все еще не окончена, Чернышев сделал для себя несколько важных заключений. Во-первых, бороться с безразличием нужно… законом.

– Мы уже встречались с уполномоченным по правам ребенка по Ярославской области Татьяной Бондаревой и заручились ее поддержкой, – рассказывает волонтер. – Будут обсуждаться несколько наших инициатив. Например, акт, обязывающий учреждения в случае пропажи ребенка размещать у себя ориентировки.

Кроме того, благодаря стараниям добровольцев скоро у каждого ребенка в области может появиться специальный детский паспорт. Распространять его планируют через поликлиники. Фотография, важные приметы (цвет волос, глаз, рост и вес) – карточка будет заполняться самими родителями и обновляться раз в один или два года.

– Попытайтесь представить, в каком шоке находятся отец с матерью, у которых пропали сын или дочь, – рассуждает Алексей. – От них порой просто невозможно добиться никакого вразумительного ответа. Поэтому такой паспорт, случись что, станет незаменимым.

Среди российских городов западный опыт уже использует Новосибирск. Ярославль – следующий на очереди.

Впереди у отряда Чернышева еще одна поездка. Волонтеры не позволяют себе и мысли, что поиски маленького Роберта бесполезны. Они работают с надеждой, что когда-нибудь потребность в поисковых отрядах исчезнет вовсе. Ну а покуда столь безоблачное будущее не наступило, предприниматели, инженеры, учителя, менеджеры становятся волонтерами. У них разный достаток, непохожие характеры, интересы и взгляды на жизнь. Но если на фоне черствости и равнодушия появляется все больше людей, готовых помогать чужим, как своим, значит, не все у нас так плохо.

Внимание!
Круглосуточная «горячая линия» «Поиск детей – Ярославль» 8-910-964-08-38.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nz1i/
РыбинскЯрославльполиция

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость