Главное:
484

Мстислав ЗАПАШНЫЙ: «Я – вожак тигров»

Гастролирующий в Ярославле знаменитый дрессировщик считает себя самым богатым в мире папой

Он легко и изящно, прямо, с кошачьей грацией танцует на зеркальном шаре, заводя тигров в тесный хоровод. И они, стараясь удержаться на катящихся сферах, вовсе не выглядят свирепыми хищниками. Скорее – смущенными учениками, участвующими в мастер-классе знаменитого маэстро. Только возвращаясь на тумбы или спрыгивая на пол, полосатые артисты вновь обретают грозный вид.

Это наводит на мысль, что придающий аттракциону такую эффектность зеркальный реквизит – гораздо больше, чем просто красивые декорации. Круглый и сверкающий, он завораживает зрителя. Каждый из шаров обошелся в кругленькую сумму и был произведен одним из крупнейших оборонных НИИ, работающих на космическую отрасль.

– Мстислав Мстиславович, наверное, трудно быть сыном столь знаменитого отца, постоянно прибавляя к своему имени и фамилии словечко «младший»?

– Напротив, я этим горжусь. Вообще-то нашей цирковой династии уже более 120 лет. Ее основателем считается клоун и эксцентрик Карл Томпсон, которого знали и любили в дореволюционной России. В цирке работали его дочь Лидия и ее муж Михаил Запашный. Силач он был необыкновенный! Начинал грузчиком в порту, ворочая неимоверные тяжести. Сам Иван Поддубный, пораженный медвежьей мощью молодого богатыря, пригласил Михаила участвовать в чемпионатах по французской борьбе. Они проходили в то время на цирковых аренах. Дед сражался на ковре с честью.

Моему отцу было всего три года, когда началась война. Он с братьями и сестрой остался в блокадном Ленинграде без родителей, на попечении бабушки и выжил в тяжелейших условиях. А в шесть лет вместе со старшим братом Вальтером пошел работать в цирк. Нужно было кормить семью. Братья Запашные исполняли сложнейшие акробатические трюки. В пятидесятые годы их удостоили четырех высших наград Всемирного фестиваля молодежи и студентов за необыкновенно зрелищный номер «Акробаты-вольтижеры». Затем они создали, по сути дела, совершенно новый жанр циркового искусства – акробаты-вольтижеры на лошадях.

Позднее оба стали выдающимися дрессировщиками. В аттракционе Вальтера Запашного были заняты 38 животных 20 различных видов: тигры, черные пантеры, медведи, рысь и другие. А сам он выезжал на арену верхом на льве. Мстислав Запашный-старший за аттракцион «Слоны и тигры» был удостоен Государственной премии СССР. Его творческой фантазией рождены яркие, по-настоящему креативные номера, которые вошли в сокровищницу российского циркового искусства. Повторить их пока не смог никто. Я всего лишь продолжатель его дела и поэтому «младший».

– Скажите честно, в наше время у артистов цирка меньше возможностей себя реализовать?

– Помню, в 1991 году, когда отец рассказал мне об увиденной во сне картине – светящиеся круги, а на них тигры – и предложил поставить номер, я чуть руками не замахал: о чем ты думаешь! Страна разваливается. Советский цирк идет ко дну. Но отец не отступился – не такой он человек. Характер не железный – титановый. Для него слава русского цирка, советского цирка – не пустые слова. И, как ни потрясена была его душа апокалиптическими картинами крушения прежнего мира, «тигров на зеркальных шарах» мы все же поставили. Правда, на это ушло десять лет.

– А сколько из них вы занимались непосредственно укрощением хищников?

– Я дрессировщик, а не укротитель. Моя задача – не сломать характер животных, а, подметив их индивидуальные черты, установить с ними доверительные отношения и включить в работу. Тигрят мы воспитываем с их младенческого возраста, покупая в зоопарках двух-, трехмесячными. Опираясь на знание зоопсихологии, я уверен: они сделают то, на что укажет вожак стаи.

– И кто же у них вожак?

– Я.

– Не боитесь, что однажды кто-то из полосатых артистов «решит», что «Акела промахнулся» и статус лидера перестанет вас защищать?

– Нападение хищника – результат ошибок дрессировщика. Я стараюсь их не допускать. Никогда не вхожу в клетку, будучи больным, внутренне несобранным, – животные это интуитивно чувствуют. И еще я уважаю в них хищную натуру и стараюсь держать дистанцию. Считаю, что совать голову в пасть тигра – величайшая глупость и дьявольское искушение.

– А случалось вам балансировать на лезвии бритвы?

– На «память» об одном из таких эксцессов – тигрица бросилась на слона, а мне пришлось встать между ними – навсегда остался шрам. К счастью, их у меня мало. А совсем недавно, в начале ярославских гастролей, прямо на манеже сцепились два самца. Сейчас весна – время поединков за благосклонность дамы. Пришлось влезть в драку и разнимать. Это, конечно, серьезная накладка. Но у нас в аттракционе все животные некастрированные, все с клыками и когтями. Кровь играет, мы их не колем никакими успокоительными.

– Другие дрессировщики колют?

– Спросите их. Я только за себя отвечаю.

– А если тигр проштрафился…

– Я его наказываю. Не бью, но наказываю. Как своих детей. Собственно, тигры для меня тоже дети. Только полосатые.

– Наверное, это очень необычно – ощущать себя тигриным папой?

– Для меня нормально. У меня восемь детей плюс группа животных, которых я сам воспитал и вырастил. Наверное, я самый богатый в смысле родительских чувств и переживаний отец в мире.

– Кто из полосатых воспитанников вам особенно дорог?

– Пожалуй, белый тигренок Тимофей. Мы его буквально с того света вернули. Пару белых тигров мне подарил китайский сафари-парк. Увы, первый свой приплод нерадивая полосатая мамка без всякой жалости выкинула. Один малыш погиб, а второго мы выхаживали, как грудного ребенка. Вставали ночью и кормили из соски. Сломал лапку – поставили имплантат. В общем, спасли. А две недели назад белая тигрица снова родила двоих тигрят, и этих своих малышей кормит сама. Надеюсь, все обойдется.

– Возможно, с белыми тиграми еще будете выступать и вы, и ваши дети. Кстати, кем вы ребят видите? Наверное, перед представителями звездной фамилии в цирке все дороги открыты?

– Я, конечно, надеюсь, что пятое поколение династии Запашных продолжит семейные традиции. Но поблажек никому не даю. Сам начинил с униформиста. Подметал манеж. Убирал за животными. Уверен: чтобы вырасти до уровня мастера экстра-класса, начинать нужно с азов в любой профессии. Мой дебют на манеже состоялся, когда я учился в девятом классе. Отец позвал меня за полтора часа до представления и сказал: «Клоун заболел, а наездник сломал ногу. Поэтому сегодня ты отработаешь коверным, а потом подменишь выбывшего в номере с лошадьми». И я отработал, а потом подменил. После этого начал выступать регулярно. А дрессурой всерьез занялся только перед армией.

– Художественный уровень приезжающих на гастроли в Ярославль цирковых программ далеко не всегда соответствует запросам взыскательного зрителя. По-вашему, почему это происходит?

– Думаю, причина в том, что российский цирк в значительной степени подчинен интересам проката. При этом сами прокатчики зачастую о цирковых жанрах имеют самое смутное представление. В вопросах профессионального мастерства многие – полные дилетанты, не понимают тенденций развития циркового искусства.

Артисты, которые держат марку, вынуждены сами становиться продюсерами, режиссерами и постановщиками программ. Мы тоже пошли таким путем. Аншлаги дают нам средства на развитие, приобретение новых костюмов, постановку новых номеров и восстановление хорошо забытых старых. Сейчас, например, я мечтаю о римейке лучших постановок отца советских времен, таких как историко-героическая пантомима «Спартак».

– Бог вам в помощь! Надеемся увидеть это чудо на арене Ярославского цирка.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n10gu/
Ярославльдорогицирк

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость