-

Нажми на кнопку — получишь результат

Бизнес, банки, медицина, транспорт – в этих сферах информационные технологии прижились давно. И только между государством и населением до сих пор нет отлаженного канала связи: вместо единого окна – тысячи контор и миллионы клерков. Система громоздкая, медленная и дорогая. Сейчас перед госструктурами стоит задача – обслуживать население технологично и по возможности дистанционно. Об этом говорили на организованном при поддержке правительства области всероссийском форуме «Интеллектуальные ресурсы регионов России», прошедшем недавно в Ярославле.
если у вас нету справки...
– Еще в 2007 году было подписано постановление Правительства РФ №931, рекомендующее регионам создать свои информационные системы. Кто с этим не согласен – отправлю к премьеру, он умеет убеждать, – обещал участникам форума Владимир Голобоков, представлявший Федеральное агентство по информационным технологиям.
Речь об исполнении целевой программы «Электронная Россия». Она призвана обеспечить населению доступность государственных услуг, к коим относятся оформление и выдача документов, подтверждающих совершение юридически значимых действий, государственная регистрация, выдача разрешений, лицензирование, аккредитация и прочее.
Программа затевалась для того, чтобы человек не мучился из-за размеров Отечества, не стоял в очередях. Если жителю Калининграда сейчас понадобится справка, что он пять лет назад продал квартиру во Владивостоке, – парню не позавидуешь. Проблема решается архиархаично: если на том конце страны есть друг, можно отправить ему нотариально заверенную доверенность на получение документа, либо он там на месте сообразит, что следует сунуть в окно регистратора, чтобы достать из него нужный документ без всяких доверенностей. Если друга нет – шлите официальный запрос и ждите, ждите… Можно, конечно, и самому смотаться за справочкой, если невтерпеж. К слову, километраж – проблема относительная: дорога из дальнего городка некоторых губерний в областной центр порой занимает не меньше времени.
А в электронном государстве должно быть так: вошел в интернет-портал госуслуг, нашел нужную контору, вбил данные в стандартную форму – и жди решения. Система подтвердит получение запроса, проверит электронную подпись заявителя, получит ответ из базы данных и скинет справочку абоненту в так называемый личный кабинет. При этом конфиденциальность информации гарантирована.
В идеале оцифрованы должны быть все базы данных, доступна вся открытая информация. Ведомство Голобокова свою задачу уже выполнило: создан Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ), призванный обеспечить взаимодействие межведомственных, региональных и местных баз данных страны и доступ к этой информации граждан и организаций через портал госуслуг. Дело за малым – подключить к центру эти базы. Когда «Электронная Россия» выйдет на проектную мощность, страна будет экономить до 10 миллиардов рублей ежегодно, затраты власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне снизятся на четверть – это нам обещает паспорт программы.
Увы, от идеи до воплощения – год пешком и с полной выкладкой. Пока программа работает только фрагментарно и на отдельно взятых участках страны. В Нижнем Новгороде, к примеру, потенциальные супруги могут дистанционно встать в очередь в загс на подачу заявления. Правда, писать его все равно придется лично, ручками, а потом еще и на бракосочетание тащиться.
Но другие области и этого не имеют. Поэтому Федеральное агентство по информационным технологиям выбрало 27 самых перспективных регионов, среди них и Ярославская область, в которых планирует в обозримом будущем начать обкатывать программу.
козырная карта
Участники форума сетовали на межведомственные несостыковки и оскудение федерального ручейка, финансово освежавшего процесс информатизации. И все же в воздухе витало: настанет день, когда каждый гражданин получит электронную цифровую подпись и унифицированную социальную карту (УСК), которая будет одновременно ключом к получению льгот, платежным средством, медицинской картой и даже проездным билетом, если угодно. И с ней, этой картой, человек сможет получить все причитающиеся ему меры социальной поддержки, в какой бы точке страны ни находился.
УСК разработана на федеральном уровне, ожидается ее массовая эмиссия в регионы. Внедрение пройдет легче в тех областях, где народ имел дело с ее прототипами. Ярославль может опереться только на опыт бюджетников, которые несколько лет получают зарплату по банковской карте. Однако собственно социальной карты у нас нет, поэтому предстоит непростой этап приобщения пожилых людей к благам цивилизации.
Как и любая другая, унифицированная социальная карта будет заперта паролем, или пин-кодом. Криптографическая часть карты сертифицирована ФСБ. Свой набор ключей будет и у электронно-цифровой подписи. Являясь уникальной, как отпечатки пальцев, она станет удостоверением личности при подписании запросов, отправляемых через портал государственных услуг.
Некоторые не особенно важные приложения не будут защищены. Скажем, транспортное запирать пин-кодом нет смысла – для экономики и пассажира гораздо важнее быстро забраться в автобус в час пик. По найденной или украденной карте самозванец сможет кататься до тех пор, пока законный владелец ее не заблокирует. Но значимые приложения, например банковское, в любом случае останутся недоступными.
портал в будушее
Портал государственных и муниципальных услуг Ярославской области построен и сейчас тестируется. Пока что на нем размещена только информация об услугах, оказываемых органами исполнительной власти и бюджетными организациями региона. В первом полугодии 2010 года там появится информация об услугах, оказываемых территориальными отделениями федеральных органов исполнительной власти, действующими в Ярославской области, во втором полугодии – о муниципальных услугах.
Раздел «Категории получателей услуг» разработчики презентуют как уникальный – на аналогичных порталах в других регионах России такого нет. Здесь перечислены все категории граждан и организаций, которые могут претендовать на получение услуг. Каждый может примерить характеристики на себя и понять, на что имеет право.
Населению портал станет доступен после тестирования и починки косяков. Его структура показывает, что он пока будет исключительно информационным. Речи о дистанционной регистрации или выдаче справок не идет, поскольку вопрос с цифровой идентификацией пользователей пока решен только в теории – нет у населения ни УСК, ни электронных подписей. Все это вопрос будущего и толщины бюджетов.
Елена БОРИСОВА

Ярославльтранспорт

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp