-

«Неотложка» поможет «скорой» стать быстрее

В новом году жители Рыбинского, Тутаевского, Некоузского и Первомайского районов смогут вызвать врача на дом в любое время суток.
Взаимные претензии
Давно ли вы последний раз набирали номер 03? Хорошо, если в памяти осталась лишь благодарность к доблестным эскулапам, вовремя спасшим близкого человека. Но чаще всего врачи «Скорой» и простые смертные недовольны друг другом. Медики жалуются, что более половины вызовов не имеют отношения к срочной медицинской помощи. А пациенты ворчат, что «Скорую» не дождешься, доктора беседуют неласково, лекарств не дают и предлагают вызывать врача из поликлиники… Словом, взаимных претензий хватает.
Решить эту действительно серьезную проблему в отдельно взятой области взялся наш департамент здравоохранения и фармации. С января 2010 года в четырех муниципальных районах – Рыбинском, Тутаевском, Некоузском и Первомайском – будет реализовываться пилотный проект организации пунктов неотложной медицинской помощи населению. До нас подобное внедрялось в Москве, Санкт- Петербурге, Краснодаре, Тюмени и Томске. Но, по мнению первого заместителя директора департамента Ирины Груздевой, у нас опыт этих городов в первозданном виде применить не получится – слишком много региональных нюансов. Суть нового ярославского «пилота» Ирина Ивановна объясняет так:
– Неотложная медицинская помощь будет оказываться пациентам, чье состояние не требует срочного медицинского вмешательства и не угрожает жизни больного. То есть врач на оборудованной всем необходимым машине приедет по вызову в любое время суток, но не так стремительно, как требуют нормативы «Скорой помощи», а в течение максимум полутора-двух часов. Возможен и такой вариант, что больной сам приходит в пункт «неотложки», где ему помощь и оказывают – как в Америке. По сути, это расширение поликлинической службы, педиатрической и терапевтической. А «Скорая» будет выезжать только действительно в экстренных случаях. При успешной реализации проекта будут сэкономлены значительные средства муниципальных бюджетов, из которых финансируется служба «Скорой помощи». Один вызов «Скорой» в среднем обходится бюджету района от 1100 до 1600 рублей! С учетом того, что более половины сегодняшней нагрузки «Скорой» возьмут на себя пункты неотложной помощи, которые оплачиваются из фонда ОМС, экономия для районной казны получается существенной. И «Скорая» за счет освободившегося времени будет приезжать на основные вызовы намного быстрее, чем сейчас.
Фильтруй жалобы!
До нового года остаются считанные дни, и ярославские врачи и чиновники срочно решают организационные вопросы. И главный из них – кто и где будет дифференцировать вызовы врача, «фильтровать» жалобы селян и распределять, кому в «Скорую», кому в «неотложку», а кому вообще в вытрезвитель? Департамент предложил три варианта: прием и дифференциация вызовов соответственно в отделении «Скорой помощи», в регистратуре поликлиники ЦРБ или непосредственно в новом пункте неотложной помощи. Мотивировать местных докторов на дежурства в пункте «неотложки» будут самым эффективным, то бишь материальным способом. Вызов врача по «неотложному» звонку оплачивается из фонда ОМС и стоит на 20 процентов дороже, чем обычный визит участкового.
медикам нужен регламент
Пока же главные врачи пяти районных больниц, на чьи профессиональные и личностные качества, по словам Ирины Груздевой, прежде всего ориентировался департамент при выборе пилотных районов, поглощены организационными хлопотами. Главный врач Некоузской ЦРБ Лидия Лебедева осторожна в оценке перспектив новой службы:
– Сейчас мы пока обсуждаем варианты, кто вызовы станет принимать, где будет диспетчерский пункт расположен – в поликлинике или на станции «Скорой». И ждем полного комплекта соответствующих нормативных документов от областного департамента, все должно быть четко регламентировано. Пока мы можем констатировать только одно: «Скорая помощь» в нашем районе и по области в целом перегружена непрофильными вызовами, нужно делать акцент именно на поликлиническую помощь и для детей, и для взрослых. Материальные возможности создания пункта неотложной помощи мы с коллегами тоже только обсуждаем. Но все разграничения, прописанные в документах Минздравсоцразвития – при каких жалобах нужно вызов в «Скорую» направлять, а когда и в «неотложку» можно, некоузские врачи знают четко.
Главный врач Тутаевской ЦРБ Михаил Осипов настроен бодро, в будущее смотрит оптимистично и организационный план имеет довольно четкий:
– Скорее всего, пункт неотложной медицинской помощи при нашей больнице заработает уже после новогодних каникул, помещение для него есть. У нашей «Скорой» одну из машин для вызовов пока позаимствуем, из внутрибольничных ресурсов оборудуем ее необходимой медицинской техникой. Аппарат ЭКГ туда поставим, небулайзер тоже найдется, ну и все остальное, что по документам положено. В пункте будут дежурить врач-терапевт, педиатр и, возможно, фельдшер. Финансирование всего этого проекта осуществляется за счет фонда ОМС, и на будущий год по нашему району выделены дополнительные средства – от них, что называется, и танцуем. Пока для нас самое главное – прописать на уровне приказа областного департамента четкий алгоритм работы диспетчера, чтобы действительно улучшить обслуживание наших больных и помочь коллегам из «Скорой». Рабочая группа департамента, куда и я вхожу, займется этим в последней декаде декабря.
Таким образом, уже в ближайшее время некоторые жители нашей области смогут оценить особенности нового врачебного обслуживания. Например, расхворавшиеся рыбинцы и тутаевцы, затемпературившие, скажем, в 12 часов дня, могут не ждать следующего утра, чтобы вызвать участ­кового терапевта из поликлиники. Кроме того, районные бюджеты получат весомый «прибыток» за счет сэкономленных средств. Остается надеяться, что опыт будет успешным. И не только жители четырех районов, но и все остальные ярославцы смогут рассчитывать на скорый приезд врача даже по самому «нескорому» поводу – без претензий со стороны напрасно потревоженной «Скорой помощи».
Светлана ТАМАРОВА

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp