Главное:
1208

«Портрет» иеромонаха

Творчество сближает самых разных людей. Вот, скажем, иеромонах Рафаил, настоятель храма под Угличем, подружился со скандальным режиссером Алексеем Балабановым. Уж как только ни ругают Балабанова критики – и чернухой его фильмы называют, и порнографией, а отцу Рафаилу «Груз-200» и «Жмурки» нравятся настолько, что специально для своего друга он написал новый киносценарий.
Горе и утешение
Чтобы попасть в гости к отцу Рафаилу, нужно, не доезжая до Углича, свернуть с шоссе у деревни Грибаново, перейти по мостику через Улейму и отмахать шесть километров по заснеженному еловому лесу. И вот он – храм Михаила Архангела, «что в бору», с новой колокольней и маленьким погостом.
На литургии, правда, побывать не удалось – отец Рафаил заболел. Прихожане засобирались по домам, а молчаливый военный в камуфляже подвез до дома священника, это еще в трех километрах от храма, в деревне Загайново. Батюшка открывает дверь, улыбается смущенно и ласково, приглашает за стол. Рассказ о знакомстве с культовым режиссером течет плавно, прерываемый лишь визитами гостей – почтальона, прихожан, помощников.
– В конце 2004-го у меня умерла жена Лена, – рассказывает священник. – Она тяжело болела, лежала в больнице. Перед смертью приняла монашеский постриг в честь княгини Анны Кашинской. И все равно ее уход стал для меня кошмаром, я погрузился в ужас, хотя и грех так говорить. Мне тогда подарили телевизор и DVD-плеер. До этого я лет шесть не видел ни одного фильма. А тут пошел в Угличе на рынок и купил диск с фильмом «Брат-2». Он стал для меня настоящим утешением, как и другие фильмы Алексея Балабанова, – я потом их все скупил, как подросток! Потому что Леша, Алексей Октябринович – великий драматург, на уровне Шекспира. Таких в мире три человека – он, Эмир Кустурица и Мэл Гибсон.
А потом и Балабанов в своем Питере увидел фильм «Анна и Рафаил» об угличском священнике и его супруге, снятый по сценарию батюшки. Пронзительная история так впечатлила мастера, что он стал искать встречи с отцом Рафаилом. Их общий знакомый – актер Андрей Мерзликин оставил тому и другому номера телефонов. И начались звонки, беседы…
Батюшка, я нашел!
Балабанов звонил часто – делился планами, рассказывал о своих впечатлениях, переживаниях. В то время он снимал «Мне не больно» – удивительную мелодраму, в которой нет ни одного отрицательного героя.
– Леша рассказывал мне об этом фильме, и я вновь слышал историю своей жизни, – вспоминает батюшка. – Историю молодого архитектора, полюбившего женщину, принадлежащую другому человеку. Она ушла к герою, они были счастливы вместе, их окружали прекрасные друзья, но женщина умерла, а герой остался. И я говорил ему о своих впечатлениях, надеюсь, они помогли тогда Леше – фильм получился прекрасный, как и все его картины. Многие не понимают его фильмы «Жмурки», «Груз-200» – считают какой-то чернухой. Но это не чернуха, это история нашей страны, показанная резко, больно, жестко и без обиняков. «Груз-200» смотрят во всем мире – какую-то туфту люди не станут смотреть так! И после этих фильмов уже нельзя жить, как раньше!
Сдружившись с отцом Рафаилом, Балабанов очень хотел поработать вместе с ним и свой следующий фильм снять непременно где-нибудь под Угличем. Но не было подходящего сценария.
– Леша несколько лет не мог успокоиться после гибели Сережи Бодрова, очень тяжело переживал эту трагедию, – вспоминает отец Рафаил. – Он думал и о том, как можно увековечить память о нем в своих фильмах. И в один прекрасный вечер он звонит мне и кричит: «Батюшка, я нашел! Нашел!». Оказалось, речь шла о сценарии, который Сережа написал по мотивам произведений Михаила Булгакова «Морфий» и «Записки юного врача». Правда, Леша потом многое переделал, добавил своего. Я помогал ему подбирать натуру для съемок, ходил, фотографировал окрестности Углича. А потом, когда съемочная группа сюда приехала, работал как помощник режиссера.
Отец Рафаил не только помогал снимать фильм «Морфий» с Леонидом Бичевиным, Андреем Паниным, Сергеем Гармашом и Ингеборгой Дапкунайте в главных ролях. Он благословлял актеров и всю съемочную группу на каждый рабочий день, исповедовал и причащал. И даже сам снялся в роли сельского священника в своем храме – Балабанов уломал его «засветиться».
В итоге получилась не просто история про сельского врача-наркомана, а фильм о надежде, которая живет в самых изломанных людях, в самые изломанные времена.
Картина о картине
Сценарий фильма по мотивам повести Гоголя «Портрет» лежит на столе, написанный от руки быстрым, летящим почерком. Сходство с книгой весьма далекое. В сценарии переплетаются истории о художнике, написавшем портрет сатаны, и о возвращении в Россию из Италии картины Иванова «Явление Христа народу». В заключительной сцене ожившее существо с портрета в форме красного комиссара руководит расстрелом женщин на берегу зимнего озера. Их добивают штыками, они тонут, и вода становится темной. А потом те же девушки в белых одеждах идут куда-то, переговариваются, улыбаются – а им навстречу движется Спаситель с картины Иванова.
По мнению батюшки, «Портрет» может снять только Балабанов, а роль существа с портрета написана специально для актера Алексея Серебрякова.
– Я написал историю о творчестве и трагедии художника, – волнуясь, объясняет батюшка. – О том, что дьявол всегда живет среди нас и делает все, чтобы мы забыли о нем, поверили в то, что его нет. А он будет спокойно играть нашими душами, податливыми и гибкими без веры в Спасителя. По сути, это продолжение «Морфия», история про нашу страну, из-за оскудения веры принявшую 1917 год.
Правда, что будет дальше со сценарием, пока неизвестно.
– Леша сейчас не готов приступать к съемкам «Портрета», он не видит, не понимает его, – расстраивается батюшка. – Но я не хочу отдавать сценарий никому другому. Мне редко нравится то, что я делаю, но «Портрет» – совсем другая история. Ее мог бы снять Тарковский, но он умер. Так что я буду ждать окончательного решения Леши и заниматься своими прямыми обязанностями – служить в храме, молиться, ухаживать за могилами жены и мамы и жить сколько осталось.

Справка
Иеромонах Рафаил

До 1991 года - известный московский художник Сергей Симаков, любимый живописец Аллы Пугачевой. Сейчас - настоятель храма Михаила Архангела, "что в бору" под Угличем. В 2004 году после смерти жены Елены принял монашество.
Раньше писал картины в стиле импрессионизма и сюрреализма, затем - полотна на исторические и христианские темы, связанные с историей России и великими русскими святыми. Картины находятся в музее "Под благодатным покровом" в Угличе, не раз выставлялись в Ярославле и других городах.
Алексей Балабанов
Кинорежиссер, сценарист, продюсер. Родился в Свердловске, воевал в Афганистане. С 1990 года живет и работает в Санкт-Петербурге. Снял 18 картин в разных жанрах и стилях, среди которых: "Про уродов и людей", "Брат" и "Брат-2", "Война", "Мне не больно", "Река", "Жмурки", "Груз-200", "Морфий". Лауреат многочисленных отечественных и международных кинопремий. Женат. Его супруга - Надежда Васильева, известный художник по костюмам, они работают вместе, воспитывают двоих сыновей.
Светлана ТАМАРОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14rp/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость