Главное:
268

Великое горохопадение

Приехать зимой в Поречье Рыбное, увидеть среди сугробов многочисленные теплицы, встретить возле специализированного магазина семян(!) двух женщин, обсуждающих тонкости выращивания рассады, – и все. Сразу понятно, чем здесь люди живут.
Презент от француза
В свое время промышленные объемы выращиваемых на местных огородах овощей поразили даже вождя мирового пролетариата, и он упомянул об этом в своей книге «Развитие капитализма в России». Удивительно даже не то, что в Поречье и сейчас умудряются снимать овощи по нескольку раз за сезон, а то, что подавляющая часть завидного урожая продается на сторону. Градообразующее предприятие «моносела» – консервный завод «Поречье» – работает преимущественно на привозном сырье.
А ведь изначально было по-другому. Поречские огородники, коих сам Петр I вывозил в Голландию для повышения квалификации, специализировались на луке, укропе, огурцах, а с XIX века – на горохе. И за несколько десятилетий достигли таких успехов, что в 1875 году в Поречье приехал потомок наполеоновского солдата Мальон и запустил в обычной избе производство того, что нынче называется консервированным зеленым горошком.
За 4 года француз заработал денег на открытие серьезного предприятия в Москве, а гороховый бизнес отдал местному мастеру Павлу Коркунову. 1879 год и стал годом основания Поречского завода, до революции известного и в Европе.
В советское время завод выпускал зеленый горошек, молочные и овощные консервы, в войну – даже противогазы. Местные колхозы выращивали горох, перерабатываемый здесь же. Значительная доля продукции шла для нужд армии. Это позволяло безбедно существовать, строить село, замыкая на предприятии всю коммунальную инфраструктуру.
– В 1995 году система выращивания, сбора и переработки сырья фактически развалилась, – рассказывает нынешний генеральный директор предприятия Вартан Бабикян. – Завод начал работать с перебоями, банкротился, запускался снова и снова банкротился. В 2001 году нам пришлось восстанавливать все с нуля.
Для завода закупили производственные линии, очистили от мусора цехи. Но вот значительную часть сотрудников вернуть уже не удалось. Даже сейчас, в кризис.
Нас и здесь неплохо кормят!
– Многие в Поречье давно уже с огорода кормятся, – объясняет Антонина Федоровна, местная жительница. – Как зимой начинают выращивать рассаду, так и трудятся до начала октября, когда снимают последние огурцы. Я в прошлом сезоне только на луке 4 тысячи рублей заработала.
Лук здесь выращивают больше для себя, огурцы, укроп, чеснок, садовые цветы и вообще рассаду – на продажу. Продают и в соседнем Ростове, а кто-то доезжает и до Москвы. В поисках точек сбыта поречцы поделили весь Ярославль: самые «блатные» места – на рынке в Крестах, потому что к дому ближе.
На заводе же постоянно трудятся 350 человек. Часть – местные, часть приезжает из Ростова, Борисоглебского, других поселков. Зарплата небольшая, но выплачивается вовремя. Кризис, по словам директора, на предприятие если и повлиял, то незначительно: все-таки продукты питания – товар не­эластичный.
Но эта стабильность обходится дорого. Предприятие пищевой отрасли, работающее в зоне рискованного земледелия уже по определению уязвимо. Сельхозпродукции немного, она дороже, чем на юге, и не такая качественная. Работа же на привозном сырье чревата высокими издержками. Это уже побудило руководство создать дочернее предприятие в Астрахани и перевести туда переработку теплолюбивых культур. В Поречье же, как и прежде, делают консервы, они меньше зависят от отрицательной изотермы. Сгущенка, овощные рагу, супы, каши, концентраты, специи – всего более 80 наименований – отправляются в разные концы страны. Незначительная часть реализуется в области.
Недавно на заводе запустили линию по производству сыров, но ее развитию пока мешает традиционный для области дефицит молока.
– Все забирает Москва. Зимой объемы молока падают в пять-десять раз, зато летом его много. В таких условиях планировать производство очень сложно, но от сыра мы не откажемся, – рассуждает Бабикян.
Назад, в будущее
Вообще местного сырья здесь перерабатывают мало: в прошлом году впервые в новейшей истории завод приобрел ростовский картофель. Как он покажет себя в консервах, пока неизвестно.
Но ситуация меняется: на этот год намечено… возрождение производства гороха. Его планируют посадить на землях принадлежащего «Поречью» сельхозпредприятия, а для уборки купят комбайн. Если эксперимент пройдет успешно, горохом засеют большую территорию.
Предприятие рискует: машина для уборки гороха стоит 530 тысяч евро, а работать ей от силы месяц. Впрочем, в 2001 году рисковали еще больше, но работать на перспективу необходимо.
– Будущее предприятия связано с развитием в области сельского хозяйства, – подводит итог Бабикян. – Будет оно – будет и консервный завод.
Кстати, покупка дорогого комбайна – это еще и символично: в начале прошлого века тогдашний хозяин завода Павел Коркунов купил машину, способную очищать до 20 тонн гороха в сутки.
– Моя бабушка вспоминала, что эта машина никогда не простаивала, – рассказывает местный библиотекарь Александра Шаронова. – А из банок горошка на сельскохозяйственной выставке в Санкт-Петербурге рабочие построили макет Царь-пушки в натуральную величину.
Надо сказать, почти 2000 жителей Поречья работать на земле не разучились. Другое дело, что привычная связка, давшая 130 лет назад России уникальный завод, разрушена. Чтобы ее возродить, заводу, конечно, требуется серьезная помощь.
– Сегодня рынок зеленого горошка, направляемого на консервацию, давно поделен, – говорит директор департамента агропромышленного комплекса области Валентин Филиппов. – Потеснить игроков можно либо низкой ценой, либо высоким качеством, либо стабильными объемами. Восстановить производство горошка у нас можно. Главное здесь – это переработка, а в «Поречье» есть необходимые мощности. Но чтобы добиться значительных объемов выпускаемой продукции и обеспечить стабильность, надо потратить много времени и средств. В любом случае мы заинтересованы в развитии этого направления.
Пока же завод закупает горох… в Канаде. А местные жители готовятся к горячему сезону. Закупают семена сумками, регулярно устраивают «бизнес-школы» – это когда приезжие специалисты и продвинутые селяне делятся секретами выращивания овощей.
– Только настоящие секреты никто вам не расскажет, – предупреждает Шаронова. – У каждого они свои, каждый держит их при себе. А вы, если хотите попробовать знаменитых огурцов, приезжайте к нам. Всегда угостим.
Андрей БАРКОВСКИЙ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14s0/
зарплата

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость