Главное:
132

В коммунальной блокаде

Электрический обогреватель, теплые кофты и валенки, чтобы не замерзнуть в собственной квартире, водогрейка, чтобы помыться, дом, из которого могут выселить. Ветераны Великой Отечественной войны из Рыбинска оказались в настоящей коммунальной блокаде.
Зачем мне орден?
Костиных в Рыбинске знают многие. Савве Константиновичу недавно исполнилось 89 лет, Серафиме Ивановне в мае будет 86. Вместе душа в душу они живут вот уже 62 года. Оба – участники войны, инвалиды второй группы. Без них ни один парад на 9 Мая не обходится. Савва Константинович частенько выступает в роли знаменосца. Недавно ему пришло приглашение в Москву, на парад, посвященный 65-летию Победы. Ехать или нет, он еще не знает – как здоровье позволит.
Он ушел на фронт добровольцем в 1941-м,
несмотря на то, что была бронь. Чтобы его взяли защищать Родину, 20-летний Савва вместе с братом Николаем даже написал письмо Сталину. И на фронт все-таки попал. Получил военно-учетную специальность №7 – истребитель танков, научился управляться с 45-миллиметровым противотанковым орудием. Защищал Москву, дошел до Кенигсберга, а когда война в Европе закончилась, участвовал в боевых действиях против Японии. Неоднократно был ранен, а однажды его матери пришла похоронка на Савву. Что пережила в тот момент женщина, страшно даже представить. Но через некоторое время она получила от сына письмо с Дальнего Востока о том, что он жив и здоров. Похоронка оказалась ошибкой.
Со своей будущей женой Савва познакомился на танцах в Переборах (сама Серафима Ивановна в войну работала неподалеку – на аэродроме в Якушеве). После войны молодые поженились.
Продолжать военную карьеру Савва Константинович не планировал, и даже когда его хотели наградить еще одним орденом Славы, отказался: незачем, придется тогда на офицера учиться. Парадный китель у него и так похож на кольчугу былинного витязя – два ордена Красной Звезды, ордена Славы II и III степеней, награды «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За освобождение Белоруссии», «За победу над Японией» – да всего и не счесть.
Тем не менее в армию Савва Константинович все-таки вернулся: сначала стал старшиной роты в 10-м отдельном стрелковом батальоне в Рыбинском районе. А потом техником на военной базе №34 в Мариевке.
Меж двух обогревателей
Жильем Костиных в свое время обеспечили – дали квартиру, в которой они прожили 40 лет. За это время жилье обветшало, да и с возрастом подниматься к себе домой на пятый этаж стало трудно.
Чтобы получить квартиру в доме, строящемся на проспекте Батова по линии Министерства обороны, пришлось не раз написать в Москву. Савва Константинович даже ездил туда лично.
И вот в 2007 году дом построили, и долгожданный переезд состоялся. Тогда Костины еще не предполагали, что их злоключения только начинаются.
– Когда мы сюда приехали, только руками развели – кругом доски, остатки строительных материалов, ванны с застывшим цементом, – сетует Серафима Ивановна. – Но это еще не главная беда. Полы здесь настланы прямо на бетонную плиту, а сразу под нами – вход в подвал. Вот и выстывает квартира мгновенно, холод жуткий. Батареи, конечно, тепленькие, но на такую площадь их недостаточно. Пришлось электрообогреватель покупать, он у нас почти все время работает, иначе замерзнем.
Согреться в ванной тоже не получится: горячей воды в доме нет. Жильцы выкручиваются как могут – кто-то греет воду на плите, Костины приобрели бойлер.
– Когда горячая вода появится, никому не ведомо, пока даже трубы не подведены, – делится бытовыми проблемами Серафима Ивановна. – А с водонагревателем, по правде говоря, нам не очень удобно. Савва Константинович не может нормально ванну принять – ее заполнить удается только в два приема. Пока вторая партия воды греется, первая уже остыть успевает!
В положении нелегалов
Но гораздо больше жильцов пятиэтажки – в основном это бывшие военные и их семьи – заботит другая проблема. 40-квартирный дом, заказчиками которого являются Управление контрактного строительства и инвестиций Минобороны и Ярославская КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть), до сих пор официально не сдан из-за недоделок. О том, что люди здесь живут практически нелегально, им вольно или невольно напоминают при каждом удобном случае.
– Когда хотим за квартиру заплатить, нам говорят: «Дом не принят – не знаем, куда ваши деньги относить, приходите потом», – рассказывает соседка Костиных Зофия Владиславовна. – Но мы-то понимаем, что платить все равно придется, а накопится большой долг, откуда будем огромные суммы брать? Говорят, откладывайте деньги, позже заплатите.
Приезжала на объект и представитель Ярославской КЭЧ. Визит, по словам Зофии Владиславовны, был малоприятным:
– Она провела собрание и заявила, что мы в несданном доме проживаем незаконно, и нас могут в любой момент выселить. Как же так, ведь у нас есть бумаги на квартиры, выданные этой же самой структурой, мы здесь уже прописаны, а квартиры приватизированы!
Проблему пытаются решить местные власти, но пока безрезультатно:
– Этот дом действительно до сих пор не сдан из-за недоделок, – объясняет начальник пресс-службы администрации Рыбинска Ольга Выдумлева. – Самая главная проблема – водоснабжение производится по временной схеме, выполненной на период строительства, что не позволяет произвести пусконаладочные работы на автономной газовой котельной. Проще говоря, котельную невозможно запустить из-за низкого напора воды. Поэтому отопление также подведено по временной схеме. Вопрос можно решить только одним способом – создав новый водовод, что, собственно, было одним из технических условий строительства дома. Цена вопроса – 7,4 миллиона рублей. Но Министерством обороны до сих пор деньги не выделены, несмотря на то, что было получено подтверждение о намерениях завершить работы по водоводу в 2009 году. Тем не менее Ярославская КЭЧ разрешила выдачу ордеров жильцам, и многие из них уже приватизировали квартиры через суд. Мы в городской администрации не раз проводили совещания, посвященные проблеме с этим домом, приглашали на них представителей КЭЧ, но вопрос пока не решен.
Пока наверху решают, кто виноват, ни в чем не повинные люди живут в холодном доме, и копится в их сердцах обида на тех, ради кого они воевали, не щадя ни жизни, ни здоровья.
– Получается, что мы нужны, только когда надо перед кем-нибудь выступить, про войну рассказать, – расстраиваются старики. – А где и как мы живем, что чувствуем – никому дела нет.
Одно хорошо: несмотря на все жизненные перипетии, Костины сумели сохранить и веру в людей, и чувство юмора, и нежную любовь друг к другу.
Ольга БЕЗМЕНОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14sh/
водоснабжение

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость