Главное:
264

Обыкновенное чудо

Иконопись – это целая эпопея. Здесь разноцветные минеральные порошки смешиваются с вином, клей – с медом, а золото соединяется с глиной под теплом человеческого дыхания. Непосвященному человеку такие манипуляции напоминают опыты алхимика. Какой смысл стоит за ними на самом деле, рассказывает Екатерина ТЫЧИНИНА, художница из села Покров под Даниловым.
Ювелирная работа
Екатерина встречает нас в Данилове и везет в Покров. Там дачный дом, ставший уже постоянным, мастерская, хозяйство, храм. Муж Игорь – музыкант, преподает в Ярославле и Данилове, приезжает только по вечерам. Дочь Даша – студентка, тоже живет в Ярославле. А младшему Арсению деревенская жизнь нравится: по утрам его отвозит на уроки школьный автобус, а в каникулы он принимает в «усадьбе» московских друзей.
В центре села стоит храм Воскресения Господня, там как раз продолжается субботняя литургия. Рядом восстанавливается летний храм Покрова Богородицы – в честь него названо село. Настоятель, отец Вадим, был назначен сюда 10 лет назад. Он и посоветовал семье Тычининых купить в Покрове домик. А потом предложил Кате, преподавателю живописи и выпускнице Красносельского ювелирного училища, писать иконы для возрождающегося храма.
– Я сначала отказывалась – я же не специалист, не училась этому, – вспоминает Екатерина. – Но наш настоятель был непреклонен: мол, если не ты, художница по профессии, то больше некому. И я решила – придется дерзать! Позвонила своему бывшему преподавателю Александру Кошелькову – слышала, что он занялся иконописью. «Ты попала прямо в десятку! – обрадовался Саша. – Через месяц в Костроме открываются курсы для иконописцев, приезжай!».
Катерина взяла отпуск на работе, в Даниловской школе искусств, поехала в Кострому и попала в группу будущих иконописцев при образовательном центре «Ковчег».
– Мы занимались 10 дней, с утра до позднего вечера, с перерывами на трапезу и молитву, – вспоминает она. – В группе были разные люди – от подростков до 70-летних старушек. Но мы ощущали удивительное присутствие чего-то очень хорошего, светлого. Поэтому усталости не чув­ствовалось совсем.
Метод иконописи, которому обучалась Екатерина, называется «литургический», он известен с самых древних времен. Здесь каждый этап создания иконы – всего их 22 – наполнен глубочайшим смыслом, а художник становится посредником между людьми и высшими силами.
– Когда пишешь икону, не нужно думать о результате, – рассказывает Катя. – Нужно просто молиться, чтобы все сделать согласно канонам. Так и в литургии – священник не думает о том, чтобы провести ее хорошо, он лишь старается выполнить всю последовательность действий правильно, ничего не забыть, чтобы в итоге случилось чудо Евхаристии.
На одном дыхании
В маленькой мастерской на столе разложены доски, эскизы, кисти, краски. Екатерина показывает доску для будущей иконы. Она большая, тяжелая, с углублением в лицевой части и двумя поперечными перекладинами сзади.
– Деревянная доска – символ древа познания добра и зла, а углубление называется ковчег – символ евхаристической чаши, – объясняет Катя. – Перекладины сзади символизируют крест, на котором был распят Господь.
На доску приклеивается паволока – мягкая льняная ткань, что тоже не случайно: пеленой человека укутывают сразу после рождения и после смерти. Доска с паволокой покрывается левкасом – составом из кроличьего и мездрового клея, мела, мраморной крошки и олифы. Левкас наносится в 18 слоев, заготовка шлифуется до зеркального блеска и на ней процарапываются линии будущего изображения.
В это время готовится смесь из клея (его делают из костей осетровых рыб), специальной глины – полимента и меда. Этим составом покрывают торцы, края иконы и те части изображения, где будут нимбы. Высохшую смесь шкурят мелкой шкуркой и полируют специаль­-
ными инструментами из агата. Нимбы художник покроет сусальным золотом.
– Глина символизирует человека, Адама, а золото – это ангельское начало, – рассказывает Катя. – На иконе человеческое и ангельское соединяется.
Происходит это в прямом смысле слова на одном дыхании. Художник глубоко вдыхает, читает Иисусову молитву, выдыхает – и фрагмент тончайшего листочка сусального золота соединяется с глиной. Это и есть символ вселения бессмертной души в человека.
Роскрышь, пробел, плавь
На следующем этапе открытые части тела – лицо, руки, ноги (или, как они называются у иконописцев, лики, руцы, нози) покрываются санкирью, специальной зеленой краской. А затем начинается роскрышь, проще говоря, раскрашивание.
– Краски готовятся из натуральных минералов: в порошок добавляют яичный желток и белое вино, растирают стеклянным пестиком. На первом этапе икона покрывается красками, смешанными из 3–4 основных цветов, но с каждым новым слоем краски становятся все более чистыми. Роскрышь символизирует организацию хаоса, когда Бог создавал мир, – говорит художница.
Каждый этап роскрыши заканчивается прописью, когда тонкой кистью прописываются все линии и складочки. Затем следует пробел: чистым белым цветом (он символизирует Божественный свет, проливающийся на хаос) придается объем, обозначаются тени и полутени. Всего пробелов три, и после каждого из них икона покрывается плавью – прозрачным слоем краски. Процесс подобен огранке бриллианта, когда каждый последующий этап делает камень все более совершенным.
На заключительном этапе художник снова делает пропись – прописывает все линии, надписи, тонкие мелкие детали – оживки.
Правила созерцания
Почти готовая икона на 6 часов заливается льняным маслом, которое затем снимается вручную, и покрывается воском. После этого начинается очень важный этап – созерцание. Он длится как минимум 2 часа.
– Во время созерцания необходимо смот-реть как бы «сквозь» икону, пытаться увидеть ее не как живописное произведение, а как окно в Божест­венный мир, – рассказывает Екатерина.
По словам художницы, сразу после принятия решения о начале работы над иконой начинаются трудности, или, как их называют христиане, искушения. Болезни и уныние, ссоры с близкими и неприятности на работе. Не зря же во время работы над иконой художник читает молитвы и постится.
– Молиться нужно обязательно, – говорит Екатерина. – Есть специальные молитвы для иконописцев. Хорошо читать акафист тому святому, чей образ ты пишешь. Когда я писала икону Марии Египетской, то начинала каждый день с акафиста, читала ее житие.
После созерцания священник читает над иконой специальный чин освящения и помещает в алтарь, где она находится на протяжении нескольких литургий – в идеале не менее 20.
Наконец икона завершена. Она занимает свое место в храме, и каждая наша просьба, благодарность, попытка разговора с Богом и святыми наполняют ее новой силой. Намоленные иконы становятся главными святынями храма и дома, помогают в горе, поддерживают в радости и иногда творят самые настоящие чудеса.
Светлана ТАМАРОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14tk/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость