Главное:
167

Волеизъязвление

20 марта в Ярославле на площади Юности состоялся митинг, ставший частью Всероссийской акции протеста. Среди требований митингующих были такие, как снижение роста коммунальных тарифов (что совпадает с последними заявлениями федерального правительства), так и совершенно экзотические, скорее присущие шоу, чем политическому действию.
Под коммунальным знаменем
Мероприятие оказалось довольно массовым: организаторам удалось собрать, по разным подсчетам, от 1000 до 1500 человек, преимущественно людей пожилого возраста. Впрочем, участие в нем различных политических партий и общественных движений – «Яблоко», «Другая Россия», НБП, соцдвижение «Вперед», «Ярославский союз автомобилистов» – привлекло в ряды протестующих как студентов, так и ярославцев трудоспособного возраста. Партия власти на митинг своих представителей не делегировала. Позицию «Единой России» объяснил член партии, заместитель председателя Ярославской област­ной Думы Евгений Заяшников.
– У оппозиции нет четких предложений по обозначенным ими проблемам, как и готовности к политическому диалогу, – сказал он корреспонденту «ЯР». – Соответственно нам сложно было бы попытаться объединить позиции, тем более в формате митинга.
Действительно, разнообразие политических организаций не могло не повлиять на пестроту содержания лозунгов. К традиционным «Достойные пенсии», «Революция. Ленин. Социализм» и «Пришло время платить по счетам» добавились «Хочу достойную машину по доступной цене» и «Где хорошие дороги?».
Основные требования были адресованы федеральному правительству и муниципальным властям и так или иначе касались сферы ЖКХ. Безусловно, население взволновано последним повышением тарифов на коммунальные услуги, которое наложилось во многих случаях и на потерю работы, и на несвоевременную выплату зар­платы.
Ситуация совершенно очевидная. Не случайно и председатель правительства Владимир Путин, и министры его кабинета поставили перед собой и перед регионами задачу остановить рост тарифов. Понятно, что, если правительство хочет добиться этого, оно должно вести переговоры в том числе и с поставщиками энергоресурсов.
Областные власти со своей стороны принимают меры по снижению тяжелого коммунального бремени для тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Это касается в первую очередь граждан, расходы которых на ЖКУ превышают 14% от семейного бюджета (они имеют право на существенные льготы).
Но ситуация такова, что дело даже не в тарифах, ведь в любом случае большинство из нас будет платить рыночную цену за электричество, воду и тепло. Проблема как раз в том, что население оплачивает значительную часть не потребленной, а всего лишь поставленной энергии. Разница большая. Например, по оценкам некоторых экспертов, потери теплоэнергии по пути следования могут составлять до 40%.
– Население должно платить только за потребленные ресурсы, – заявил на последней пресс-конференции губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. – Только установив приборы учета, мы получим нормальный баланс потребляемых ресурсов и сможем влиять на тарифообразование.
Фиксирование потребленных услуг является единственным вариантом, при котором издержки за энергопотери будут ложиться на поставщиков.
Сейчас новые объекты жилья сдаются укомплектованными счетчиками учета электричества, воды и тепла. Коммерческие организации также стараются избавить себя от лишних коммунальных трат. Но проблема всего фонда вторичного жилья пока остается нерешенной.
Наконец, цены за ЖКУ напрямую связаны с эффективностью менеджмента, работающего в этой отрасли. А это сфера ответственности органов местного самоуправления. В области немало случаев, когда даже водоканалы (местные монополисты) оказываются в стадии банкрот­ства (например, в Тутаеве). Подобная ситуация может возникнуть только в случае некомпетентного руководства. И она не может не влиять на ценообразование в жилищно-коммунальном секторе муниципальной экономики.
Постучались в открытую дверь
Проблемные вопросы перемежались в выступлениях митингующих с откровенно популистскими лозунгами. Так, лидер ярославских нацболов Геннадий Федоров заявил, что если бы он или «любой другой умный человек стал мэром Ярославля, то он бы издал указ не платить за коммунальные услуги целый месяц». По словам Федорова, деньги якобы на это есть. Для справки: бюджет Ярославля сверстан с рекордным 20-процентным дефицитом, а коммунальщики области за первые два месяца недосчитались 340 млн. рублей платежей. Значительно меньший отклик нашли требования возрождения реальной политической дискуссии, продвигаемые ярославским отделением «Яблока».
К «местным» лозунгам стоит отнести особенности подготовки к 1000-летию Ярославля. Так, лидер регионального отделения «Яблока» Гиви Бекаури предложил «провести аудит использованных средств».
Интересно, что областная Дума на ближайшем заседании также планирует рассмотреть вопрос проведения аудиторской проверки Счетной палатой РФ средств, поступающих на программы, связанные с миллениумом. Таково требование законодательства – целесообразность расходования бюджетных средств проверяется в обязательном порядке.
Наиболее конструктивно выступили автомобилисты. Основные требования этой группы озвучил председатель «Ярославского союза автомобилистов» Сергей Терехин:
– Мы выступаем за реформу ГИБДД, за равенство на дорогах, за отмену транспортного налога и включение его в стоимость топлива. Однако, чтобы это включение не привело к росту цен на бензин, необходимо переориентировать налоги, которые составляют до 70 процентов цены топлива. Наконец, мы выступаем за возрождение дорожных фондов, чтобы деньги, уплаченные автомобилистами, направлялись на строительство и содержание дорожной сети.
На федеральном уровне отмена транспортного налога действительно обсуждается. Предложение включить налог в стоимость топлива разумна, поскольку предлагает платить за услугу – использование дорог. Однако это вопрос довольно сложный. Как, например, будут покупать топливо льготники, освобожденные от налога?
Что касается качества дорог, то здесь проблема более серьезная и решения ее масштабны. В последние годы на реконструкцию дорожной сети региона выделяются рекордные средства. Только стоимость одного тендера на ремонт улиц в Ярославле составила более 2 млрд. рублей. Но за раз все дороги не исправить.
– Ремонт дорог, как городских, так и сельских, будет продолжаться и после 1000-летия Ярославля, – озвучил позицию областного правительства Сергей Вахруков.
В марте на эти цели было выделено 270 миллионов рублей.
Лучше говорить, а не кричать
В целом акция протеста прошла довольно мирно.
– На всякий случай были подготовлены резервы из сотрудников УВД, но они не потребовались. Беспорядков и провокаций не зафиксировано, – резюмирует начальник отдела информации и связей с общественностью УВД по Ярославской области Александр Шиханов.
Вопросы, поставленные митингующими, известны. И руководство страны, и правительство нашей области участвуют в дискуссиях по этим проблемам и тем более в выработке решений по их преодолению. Причем государство само поднимает не только озвученные на митинге, но и такие болезненные темы, как коррупция и доступность государственных услуг.
Не случайно, что именно в Ярославле теперь ежегодно проходит Международный политический форум, посвященный будущему государственной системы, ее модернизации, адаптации к меняющимся общественным и экономическим условиям.
И тот, кто хочет добавить свое слово при обсуждении глобальных и местных задач, может это сделать не только на митинге, а использовать другие, более реальные для диалога возможности.
Андрей БАРКОВСКИЙ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14u9/
ремонтдорогиЯрославская областная ДумаценыстроительствоБюджет

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость