Главное:
306

Кулибины на обочине

Два миллиона рублей – и для общества ты уже не просто обычный житель Рыбинска Александр ПЕТУХОВ, а «тот самый Петухов, изобретатель знаменитой удочки». Твое творение станет доступно людям всего мира, ведь именно для этого оно и создавалось. Два миллиона. Где их взять безработному изобретателю-одиночке?
Патент для шведа
Возвращаются два музыканта-струнника с зимней рыбалки. Один другого спрашивает:
– Ты на что поймал?
– На «Танец с саблями», а ты?
– А я на «Каприз №5» Паганини.
Это не анекдот, а настоящая беседа, услышанная однажды Александром Петуховым, тоже любителем ловли на мормышку. Сам он не музыкант и не сможет «сыграть» удочкой классическую мелодию, отчего мормышка придет в колебание и привлечет своим «танцем» рыбу. Но он тоже нашел для себя идеальную приманку, да такую, что руками вообще ничего делать не нужно, разве что рыбу из воды вытаскивать. В 2003 году Александр изобрел ВУП – виброудочку Петухова.
– Есть электроудочки, они вибрируют от батареек, – рассказывает Александр. – Ими ловят зимой в основном, а на морозе заряд батареек быстро заканчивается. Моя же удочка – механическая, работает на движке от часов «Маяк». Десять оборотов ключа – и целых полтора часа можно не напрягаться. Поставили удочку на край лунки, она вибрирует, мормышка в воде «танцует», рыба клюет. И руки у вас не мерзнут, и думать о батарейках не нужно. К движку от часов я приделал привод, с помощью которого регулируются частота и амплитуда колебаний.
В общем, как говорится, создал творение «на коленке». В 2004 году получил патент на свое изобретение. К Александру стала приезжать пресса – о нем писали, его показывали по телевизору. Только продвижению удочки на рынке это никак не помогло.
И ведь нельзя сказать, что продукт Петухова не востребован рынком. Востребован еще как! С 2004 года ему отовсюду, из разных регионов России – вплоть до Калининграда и Якутска – звонят и пишут люди, увлеченные рыбалкой, просят сделать для них удочки.
Даже больше того – ВУП интересует и иностранцев.
– Рыбачил я на Рыбинском море, – вспоминает изобретатель случай в 2004 году. – И заметил, что снимают меня камерой. Я ребят подозвал, чтоб спросить, что им нужно. Подошли трое – шведский турист, гид и переводчик. Швед стал просить меня продать ему удочки. Предложил сто долларов, потом двести, триста. Я отказал. Объяснил, что, мол, сейчас изобретение проходит процесс патентования. На что швед и говорит мне: «Ааа, патент! Ну, тогда не надо». Как я понял, он хотел увезти мою удочку к себе в страну и там запатентовать.
Ручная работа
Для особо страждущих Петухов сделал штук двадцать удочек и продал их по тысяче рублей (кстати, потом некоторые умники перепродали удочки в несколько раз дороже). Но, говорит, ручное производство не входит в его планы. Есть у него другое занятие, которым он зарабатывает – реставрация и иногда – сувениры на заказ. По социальному статусу Петухов – безработный с 1991 года. Тогда его вместе с остальными работниками Ивановского наладочного предприятия вынудили уволиться по собственному желанию. Рыбинец ходил на биржу труда, но там ему в резкой форме отказали: ты по собственному уволился, вот и иди домой, у нас сокращенных и так полно.
– Обиделся я на эту резкость и больше на биржу не ходил никогда, – простодушно признается изобретатель.
В его копилке есть и еще изобретения – например, необычная спиннинговая рыболовная приманка, способная двигаться под водой по разным траекториям. Ее Петухов испытывает в ванне и результатами очень доволен. Правда, патент пока приобретать не собирается – а зачем, если твои изобретения никому не нужны?
Справедливости ради отметим, что одна рыбинская фирма все-таки собиралась наладить производство ВУПо­в. Сделали бизнес-план: на все про все требуется два миллиона рублей. Они окупятся, если производить по тысяче виброудочек в месяц и продавать их по тысяче рублей.
Но это было в 2007 году, а потом из-за кризиса фирма не смогла взять кредит, и идея заглохла. Самому Александру обращаться в банк бесполезно – безработный же.
Впрочем, Петухов не особо огорчается: рыбаки по жизни философы. А у Александра рыбацкий стаж 55 лет – ему было пять, когда он поймал на Волге первого в своей жизни окуня.
Кому нужны инновации?
– В советское время государство помогало изобретателю внедрить свою разработку в производ­ство, выплачивая автору гонорары, а сейчас этот механизм полностью утерян, – считает председатель Рыбинского отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Алексей Батов. – Сегодняшний изобретатель должен все сам делать да еще и деньги платить: за подачу заявки на патент, за экспертизу, за поддержание патента в силе.
Батов приводит пример: один его знакомый, работавший в Санкт-Петербурге главным конструктором реакторов атомных подводных лодок, устав от нищенского существования, уехал в Израиль. Там изобретателя встретили радушно, спросили: сколько и чего вам нужно для счастья, вернее, для воплощения инновационных идей? И стал жить питерский конструктор в Израиле, как в шоколаде, – заработал на дом, на машину и на прочие блага цивилизации, ранее ему недоступные.
– Вот бы и нам так! – мечтает Батов.
По его словам, нынешнее существование гениев науки ведет к тому, что скоро их не останется вовсе. С каждым годом, говорит Батов, их становится все меньше, да и те – старого поколения, а молодежи среди изобретателей не появляется уже давно.
Эти слова подтверждает и руководитель Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Юрий Иванов. Правда, отмечает, что в последние пару лет ситуация несколько улучшилась. На федеральном и областном уровнях все больше выделяется средств на поддержку изобретателей.
Более подробно об этом рассказала председатель комитета по предпринимательству област­ного департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Валентина Логинова.
– В прошлом году на поддержку инноваций было выделено 650 тысяч рублей, – говорит она. – В частности, на охрану прав интеллектуальной собственности и на поддержку при патентовании. В этом году эта сумма увеличивается весьма существенно: 18 миллионов из областного бюджета и предполагается около 41 миллиона из федерального.
По словам председателя комитета, деньги будут предоставлять и в качестве грантов размером до 500 тысяч рублей на создание инновационных компаний, и в виде субсидий уже существующим инновационным компаниям. Некоторым предприятиям возместят часть затрат на производство внедряемых товаров. Непременно предусмотрены деньги на возмещение части затрат на патентование изобретений предприятиями и частными лицами. И, в общем, на многое другое.
– Это серьезная поддержка, – справедливо отмечает Логинова. – И у многих есть шансы ее получить. Пусть изобретатели обращаются к нам, и мы им все объясним, потому что многие просто о таких возможностях не знают и не пользуются ими. Все считают, что государство должно прийти к ним, а на самом деле – наоборот.
Проблема в том, что изобретатели – люди творческие. А сочетание творческого начала с предпринимательской хваткой – явление крайне редкое. Быть в одном лице и менеджером, и бухгалтером, и инвестором дано далеко не каждому.
Екатерина АБРАМОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14v7/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость