Главное:
453

Не допустить тенденции

Разрушение памятника истории и культуры конца XVIII века – доходного дома Понизовкина на ул. Свободы – шокировало Ярославль. Такого безответственного отношения со стороны предпринимателей, взявших на себя заботу о старинном здании, трудно было ожидать. Хотя их истинные намерения обнаружились довольно скоро. Когда разрушение памятника началось, горожане отреагировали моментально, оповестив о происходящем членов Общественной палаты Ярославской области. Те в свою очередь обратились к региональным властям, но когда на место прибыли правоохранительные органы, было уже поздно.
Первым привлек внимание областных и городских чиновников к работающей внутри памятника тяжелой технике член Общественной палаты Ярославской области Виталий Гашин. По его словам, рано утром
3 апреля ему один за другим начали звонить ярославцы, шокированные беспределом, творящимся в самом центре города, в зоне, охраняемой ЮНЕСКО. Он немедленно выехал на объект, обнаружил, что стену дома Понизовкина, выходящую на ул. Собинова, ломает экскаватор (стена по ул. Свободы еще стояла), и сразу «забил в набат».
– Я сам занимался реставрацией и знаю, что даже если возникает необходимость разобрать объекты такого статуса, это делается только вручную, – не скрывает возмущения Виталий Владимирович.
Несмотря на выходной – а была суббота перед Пасхой, он поднял на ноги заместителя директора департамента культуры области – председателя комитета историко-культурного наследия Юрия Аврутова, первого заместителя мэра Ярославля Сергея Ястребова, директора департамента городского хозяйства областного центра Николая Степанова.
Аврутов позвонил в приемную губернатора Ярославской области, вызвал милицию, написал заявление в прокуратуру. Работа техники на объекте была остановлена.
Но сам памятник это, увы, не спасло. К тому времени, как начали действовать рычаги власти, он был практически разрушен.
Пока непонятно, как новый владелец дома Понизовкина решился на такое преступление, да еще в год тысячелетия Ярославля, хотя очевидно, что варианты его сноса возникли не спонтанно.
Юрий Аврутов прокрутил события, как кинопленку, от конца к началу. По его словам,
5 апреля Владимир Сорокин, руководитель ООО «Икар», фирмы-владельца архитектурного памятника, по телефону сообщил комитету по охране памятников о том, что в процессе подготовки к реставрации на объекте возникла аварийная ситуация, в результате которой обрушилась стена. Поэтому для обеспечения безопасности строителей и жителей города пришлось применить на завале тяжелую технику. При этом управление МЧС, в чьей зоне ответственности – ликвидация чрезвычайных ситуаций, об аварии не было даже проинформировано.
– Памятник не мог разрушиться сам, – уверен Юрий Иосифович.
Уверенность эта зиждется на том, что в процессе подготовки к реставрации проводились многочисленные экспертизы, подтвердившие, что материал стен, в хорошем состоянии. Согласно разработанному архитектором Сафроновым проекту реставрации основные конструктивные элементы здания предполагалось сохранить.
19 января 2010 года проект был согласован. Владелец здания подписал охранное обязательство, в котором жестко обозначены сроки работ, их алгоритм и ответственность, вплоть до уголовной, за отступление от него. Тем удивительнее, что два месяца спус-
тя собственник направил в правительство области просьбу о... сносе памятника.
Он получил официальный ответ, что такие действия будут расценены не иначе как уголовное преступление.
Несмотря на это, последовала моторизованная атака.
– Неравнодушные к судьбе своего города ярославцы смогли сделать любительскую видеозапись работ на объекте, – утверждает член областной Общественной палаты Игорь Гаврилов. – Я готов передать ее в правоохранительные органы.
В понедельник на чрезвычайное заседание собралась комиссия по вопросам культуры, искусства, сохранения исторического и природного наследия и подготовки к 1000-летию города Ярославля Общественной палаты Ярославской области. Она была единодушна в том, что если преступление совершено, виновные должны быть наказаны. Да так, чтобы другим было неповадно! Не зря Игорь Гаврилов указал на «опасность прецедента». Ведь если кто-то из других частных собственников архитектурных памятников решит сэкономить на дорого­стоящей реставрации и освободить место под новостройки радикальным путем, то случай станет тенденцией.
– Бизнес на это не пойдет! – уверен Виталий Гашин. – Насколько я знаю, его представители не менее остальных возмущены случившимся.
Но вряд ли одной уверенности в этом достаточно для спокойствия за судьбу исторического наследия. Ведь, несмотря на все предпринятые и чиновниками, и общественностью меры, мы имеем то, что имеем. К тому же есть еще один аспект проблемы – аутентичность исторической части Ярославля как охранной зоны ЮНЕСКО. Побывавший в минувшую пятницу в Ярославле ответственный секретарь комиссии по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе дал понять, что о разрушении дома Понизовкина там уже знают.
Так каково решение проблемы?
Комиссия приняла резолюцию и направила ее губернатору области Сергею Вахрукову и мэру Ярославля Виктору Волончунасу. Один из пунктов – предложение создать в регионе профильный департамент по охране памятников по примеру других субъектов Федерации. По словам Юрия Аврутова, в Санкт-Петербурге, где зона охраны сопоставима с Ярославлем, а историко-архитектурных памятников 7000 (у нас порядка 5000), в таком департаменте работают 180 специалистов. В Ярославской же области – только 20.
С другой стороны, этого явно недостаточно. Сама общественность должна четко сформировать свое отношение к историко-культурному вандализму. Зачастую только оно, а не страх уголовного наказания, способно сдерживать варваров в границах приличия.

Кстати
Директор ООО «Икар» Владимир Сорокин постановлением мэра Ярославля от 29 мая 2008 года был награжден почетным знаком города Ярославля третьей степени.

Виновный может попасть под амнистию
Перспективу правовых последствий нарушения закона прокомментировала для "ЯР" заместитель прокурора Кировского района Антонина Захарова:
- 9 апреля возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 243 УК РФ по факту разрушения памятника истории и культуры дома Понизовкина. Проводится расследование. Санкции, предусмотренные этой статьей, - штраф до 200 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до двух лет.
По словам Антонины Викторовны, разрушение исторических памятников считается преступлением небольшой тяжести. Ожидается, что Президент РФ объявит амнистию в преддверии 65-летия Победы, и тогда современный вандал избежит ответственности.
Ольга ПЕТРЯКОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14xp/
памятник

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость