Главное:
314

Сухой остаток

В конце марта лужа на улице Автозаводской, что в Ярославле, напоминала небольшое озеро. С той лишь разницей, что в естественных условиях сначала образуется водоем, а затем возле него селятся люди, здесь вода сама пришла к людям и прервала нормальную жизнь. Прошедшее половодье показало: большинство бед имеют не природный, а как раз рукотворный характер.
И вновь ливневка
Автозаводское «водохранилище» образовалось так же, как и десятки других. Резкое потепление, большие объемы талой воды, забитая ливневая канализация, низина – совокупность этих факторов осложняет жизнь людей не только в Ярославле. Но в случае с Автозаводской прибавилось и банальное самоуправство: в 90-х гг. строители гаражей удлинили сточную трубу без учета диаметра и материала, из-за чего сток быстро забился мусором и илом.
Из-за талой воды прервалась нормальная жизнь горожан: трудно пройти привычным путем и совершенно невозможно проехать. По словам очевидцев, при попытке преодолеть водное препятствие вброд глохли даже высокие внедорожники. Чтобы объехать рукотворное море, машины проложили дорогу по двору, который через несколько дней стал напоминать танковый полигон. К счастью, подвалы и квартиры от затопления удалось уберечь: спустя неделю коммунальщики «пробили» трубу, отогрели коллектор и ликвидировали «водохранилище». Но проблема не решена: с этой лужей службы с переменным успехом борются больше десяти лет.
В те дни, когда страдали жители Автозаводской, в очередной раз не повезло поселку Творогово, точнее, его 12-й и 13-й линиям. Вода, стекавшая со всех улиц, устремилась в низину и, не найдя выхода, затопила окрестности, подобравшись к домам, хозяйственным постройкам и огородам. Больших потерь избежать удалось: жилье осталось сухим, лишь кое-где подтопило подвалы. Причина – вновь в забитой ливневке. Через несколько дней коммунальщики срочные работы выполнили, вода сошла, но осадок, как говорится, остался: эта весна явно не последняя.
Не лучше ситуация и в области. Например, низменность в районе устья Солоницы в Некрасовском районе подтапливается практически ежегодно. В этом году не повезло хозяйству Валентины Трубниковой в Некрасовском: дом не затопило, но огород и забор пострадали. Талая вода образовала здесь небольшое озеро приличной глубины. Так и стоит огород в воде до сих пор.
Снова пострадал дом народного мастера Нины Тихоновой в Левашове Некрасовского района. Талая вода подмыла фундамент крыльца и ушла куда-то под землю. По словам пенсионерки, после каждого половодья крыльцо опускается все ниже и ниже, из-за чего входная дверь практически не закрывается.
Впрочем, в трех километрах ниже по Солонице половодье скорее принесло пользу, создав отличную кормовую базу для стада коров. Не в обиде и люди: на полуостровах и рядом с протоками отлично отдыхать уже сейчас! В этом-то и парадокс половодья: где-то оно приносит пользу, а где-то – вред.
Паводок не угроза
По словам начальника отдела мониторинга и прогнозирования управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС по Ярославской области Юрия Лыкова, подтопления в регионе не редкость, но на этот раз, несмотря на высокий снежный покров, все прошло по благоприятному сценарию.
– Промерзание грунта нынешней зимой было значительным, и из-за этого талая вода сошла ручьями в реки и озера, – считает Лыков. – Температурный режим и плавное снижение запасов воды создают все условия для благоприятного прохождения паводка. При таком развитии событий затопления сейчас маловероятны.
Единственное, что еще способно доставить проблемы, – быстрые и несогласованные сбросы воды с водохранилищ и как следствие подтопление прибрежных районов. Стоит ли говорить, что если сбросить воду с Рыбинского узла и при этом вовремя не открыть шлюзы в Горьковском, то вода поднимется не только в Ярославской, но и в Костромской области, вызывая подпор в малых реках.
Яркой иллюстрацией этой картины является и карта потенциальных зон затопления. В группе риска – населенные пункты на Волге: Ярославль, Углич, Рыбинск и частично Некрасовский район. Всего же, по информации ГУ МЧС по Ярославской области, в зоне подтопления находится 108 домов, в которых проживают 736 человек. Для Ярославля высокая вода наиболее опасна жителям Твериц, Творогова и прибрежной части Фрунзенского района, где помимо всего прочего расположены грузовой порт и нефтебаза.
Совсем иная ситуация была до постройки плотин. Старожилы некрасовских мест – Костромских разливов – вспоминают, как весной огромную низменность заливали Волга и Соть, и тогда наступали египетские времена: на островках суши стояли деревеньки, между ними на лодках плавали местные жители. Они действительно искали диких зверей, но с совершенно иными целями. Альтруисты типа Деда Мазая были редкими уже тогда.
Современная история паводков намного скромнее. Наибольшей известностью пользуется ситуация, сложившаяся в Ярославле и Некрасовском районе в январе 2007 года. Тогда массовый сброс воды с Рыбинского водохранилища совпал по времени с ледоставом. В результате возник ледовый затор и вода поднялась до 87,11 по Балтийской системе, что всего на 90 см ниже критического уровня. Правда, и при таком развитии подтопленными оказались Фрунзенский и Красноперекопский районы, садовые участки и жилой сектор в Пахме, Туношне, Некрасовском и Микляихе.
Сами себя топят
Во многом отсутствие даже малых наводнений – плоды работы областных властей. Так, серьезную опасность для селян представлял разлив реки Юхоти. Но в прошлом году русло реки начали расчищать, что свело угрозу паводка к минимуму. В этом году к «чистке» прибавится еще и река Устье.
Другое дело – ливневая канализация. Она и летом плохо работает, ранней же весной забитые стоки – в порядке вещей. И вина здесь не только коммунальщиков, но и местных жителей, особенно в частном секторе. Они также должны следить за состоянием стоков и канав, но на деле зачастую перекрывают их или выбрасывают туда мусор. В результате вместо положенной метровой глубины канавы чуть ниже дороги.
– Жители частного сектора должны следить за сточными канавами и водоотводными трубами, и администрация имеет право привлекать жильцов к ответственности, если они этого не делают, – считает и.о. директора МУП «Реконструкция и организация гидросистем» Сергей Пановиков. – Более того, они оборудуют дома теплыми санузлами, устанавливают стиральные машины, а стоки сбрасывают в канавы, превращая их в фекальные, а потом звонят нам и говорят, что их затапливает. Жильцы сами себя и топят!
Ситуацию можно изменить только глобальными мерами, проложив канализацию. Но на это элементарно нет денег. Мощности же коммунальщиков явно ограничены: на весь областной центр с многотысячным частным сектором всего 6 машин, способных отогревать и прочищать коллекторы.
– Считаю, что при такой погоде и с такими силами мы справились с паводком весьма эффективно, – уверен Сергей Пановиков.
Весенний паводок прошел относительно спокойно. Впрочем, зарегулированные реки и не должны представлять высокую опасность. Другое дело – устаревшая канализационная система. Как показал этот паводок, она доставляет еще больше хлопот, чем пробудившаяся природа.
Андрей БАРКОВСКИЙ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14xz/
РыбинскМЧС

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость