Главное:
308

Великое автостояние

Владельцы парковок намерены судиться с мэрией Ярославля. По их мнению, городские власти неоправданно поднимают арендную стоимость земельных участков, выделенных для парковочного бизнеса. Возможно, это так и осталось бы частным делом, если бы от наличия автостоянок не зависел облик городских улиц и дворов. Уже сейчас по всему Ярославлю под окнами многоэтажек размещаются нелегальные парковки, на которых скапливаются десятки автомобилей.
Все – на улицу!
В Ярославле более 150 тысяч автомобилей. И почти 140 стоянок. О гаражах мы помним, но, выражаясь по-школьному, держим их в уме: на ситуацию они мало влияют. Землю для организации автостоянок предпринимателям выделяет мэрия. Она же регулирует стоимость ее аренды. Автовладельцы терпеливо относились к росту цен на парковочные услуги, пока в конце 2008 года мэрия Ярославля не объявила о намерении поднять стоимость аренды чуть ли не в 8 раз. Новость пришлась на крайне нежелательное время: как раз в эти дни начался массовый отток автомобилистов со стоянок, вылившийся в потерю чуть ли не трети клиентов. К слову, большинство из «беглецов» так и не вернулись, предпочтя ночевку под окном.
Поняв, что по бизнесу может быть нанесен серьезный удар, предприниматели вынуждены были оспорить решение городских властей. Они обратили внимание на один нюанс: мэрия попыталась изменить ставки задним числом, а это уже нарушение договора. По всей видимости, натолкнувшись на организованное юридическое сопротивление, городские власти свои «аппетиты» скорректировали и повысили плату не в 8, а «всего» в 3,5 раза. Как оказалось, ненадолго. Спустя год ставки поднялись в среднем на 20–26%.
Сейчас, по словам автомобилистов, бизнес находится на грани выживания.
– Поднимать плату мы не можем, – считает владелец автостоянки, представившийся Андреем Соколовым. – Многие потеряли до половины клиентов и сейчас сокращают арендованную территорию. Автовладельцы оставляют свои машины во дворах. Из двух моих парковок одна уже приносит убытки, другая пока сводит концы с концами. Платить по 60 тысяч в месяц за чистое поле никто не собирается.
В «Агентстве по аренде земельных участков города Ярославля» времени, чтобы прокомментировать ситуацию, так и не нашли.
Скромное благополучие
Практически все автостоянки расположены на пустырях и могут быть ликвидированы, если здесь будет запланировано строительство. Отсюда и особенности благоустройства.
Обычная парковка – это небольшая огороженная сеткой-рабицей или профнастилом территория с несколькими фонарями и будкой охраны. Асфальтового покрытия чаще всего нет, в лучшем случае – гравий. И эта форма благоустройства не меняется уже многие годы. Весной стоянки топит, зимой заметает снегом, летом – пылью. Иногда происходит возгорание машин, но случаи воровства единичны. Какой смысл рисковать, когда во дворах – бери не хочу.
– На стоянках люди платят за ощущение безопасности, а не за комфорт, – уверен директор департамента предпринимательства ЯрТПП Владимир Борисов. – А потому охотно мирятся со скромным «бытом».
Между тем даже при такой форме ведения бизнеса расходы немалые. Помимо аренды еще есть электричество, зарплата персоналу, различные незаконные поборы. Когда клиентов хоть отбавляй, это не ощущается, когда наперечет – начинаешь задумываться. По словам предпринимателей, при плате даже в 70 рублей их бизнес находится на грани рентабельности, а ведь есть еще парковки, где ценник равен 50 и даже 40 рублям!
Между тем мало кто помнит, что еще в 2006 году Ярославль строил грандиозные планы по строительству современных парковок. Так, согласно генплану должно было быть возведено несколько десятков многоуровневых автостоянок, и самая большая – вместимостью чуть ли не до 6,5 тысячи автомобилей – расположилась бы в Дзержинском районе. Но инвесторов на столь масштабное капитальное строительство не нашлось. А потому из крытых парковок за последний год ввели считанные единицы.
Зато множатся нелегальные предприятия по охране автомобилей. Механизм этого бизнеса довольно прост: относительно закрытый двор (хотя бы два въезда-выезда), ржавый вагончик или автомобиль с тонировкой и пара крепких парней с битами. Используя уличное освещение, они могут охранять машины, брать с владельцев деньги и вовсе не платить налоги. Доказать факт существования нелегальной парковки крайне сложно: необходимо зафиксировать факт передачи денег именно за оказанную услугу.
Без всяких гарантий
Очевидно, что приводить стояночный бизнес в порядок необходимо. Прошлогодняя проверка прокуратуры области показала, что практически ни одна из парковок не отвечает необходимым требованиям: то нет согласованного плана, то нет договора на вывоз и утилизацию отходов.
– По идее если один оказывает другому услугу, то между двумя сторонами (в нашем случае между автомобилистом и владельцем парковки) должен быть заключен договор с прописанными правами и ответ­ственностью сторон, – уверен юрист Олег Осипов. – Когда водитель ставит машину на стоянку, контролер обязан ее осмотреть, если на кузове есть повреждения – обозначить их, а лучше – сфотографировать и дать подписать акт владельцу машины.
Только в этом случае можно будет доказать, что автомобиль получил царапины или вмятины по вине сотрудников парковки. Но на деле даже чек выдают не везде.
– Следовательно, сегодня многие платят не за парковку автомобиля, а за аренду клочка земли, – подводит итог Олег Осипов.
В свое время для цивилизованного развития бизнеса предлагалось ввести обязательное страхование парковок. Это повлияло бы на стоимость услуги, однако многие владельцы автомобилей не против платить больше, если появляются обеспеченные гарантии безопасности их имущества.
На самом деле все инновации пока обходят автостоянки стороной. Владельцы этого бизнеса пока думают лишь об одном: как привести рост тарифов на аренду земли хотя бы в соответствие с ростом инфляции.
– Судиться в мэрией мы намерены, но необходимо определиться со схемой действий, – уверен Андрей Соколов. – Дело в том, что сегодня нет закона, запрещающего мэру поднимать ставки за аренду. Мэрия рубит сук, на котором сидит.
А пока все больше машин остаются во дворах. Ворам – раздолье, детям – горе, бюджету – копейки.
Андрей БАРКОВСКИЙ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14zd/
Ярославльстроительствозарплата

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость