Главное:
340

Все перемелется

На заседании правления ассоциации «Ярхлебпром» обсудили вопросы продовольственной безопасности

Правление ассоциации, объединяющей мукомольные и хлебопекарные предприятия региона, констатировало, что цены на зерно, пережившие заметный рост в июле-августе, вот уже месяц практически не повышались.
– Закупочная цена продовольственной пшеницы стабилизировалась на уровне 7200–7500 рублей за тонну, – сказал генеральный директор ОАО «Рыбинский мукомольный завод» Владимир Майник.
Владимир Карлович отметил, что к стабилизации цен привели предпринятые правительством страны меры по запрету экспорта, поддержке сельхозтоваропроизводителей и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. При этом, по его словам, предложений о продаже зерна сегодня немного. Чувствуется, что селяне его придерживают в расчете на то, что зимой можно будет продать дороже. Поэтому спрогнозировать динамику цен на зерновом рынке крайне сложно. Во многом она будет зависеть от того, каким окажется урожай на Алтае.
Впрочем, стратегический товар не будет отдан на откуп рыночной стихии.
– Департаментом АПК и потребительского рынка Ярославской области подготовлено письмо на имя министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник с просьбой о выделении региону дополнительно продовольственного зерна в размере 90 тысяч тонн для мукомольных предприятий, – сообщил и.о. начальника отдела пищевой и перерабатывающей промышленности этого департамента Николай Астрадымов.
По его словам, это соответствует полугодовой потребности мукомолов в сырье. Кроме того, сейчас утверждается порядок использования средств федерального бюджета, переданных в бюджет области на поддер­жку сельхозтоваропроизводителей и зерноперерабатывающих, мукомольных предприятий. Соответствующее соглашение завизировано губернатором Сергеем Вахруковым и сейчас находится на подписи в Минфине РФ.
Меры государственного регулирования особенно важны в условиях, когда уровень конкуренции в мукомольной отрасли региона относительно невысок.
– Основные предприятия, производящие муку для внутреннего регионального потребителя и для других регионов России, – это Рыбинский мукомольный завод и «Рыбинскхлебопродукт», – отмечает руководитель ассоциации «Ярхлебпром» Антон Векшин. – К сожалению, ярославские мукомолы с рынка ушли, надеюсь, что временно. Так, Ярославский мукомольный завод №1 находится в стадии реорганизации, скорее всего, там произойдет смена собственника. А завод №2 уже давно не работает.
По мнению Векшина, положение срочно нужно менять. Ярославлю необходимо свое производство муки, и не только в целях продовольственной безопасности. С точки зрения логистики, транспортных расходов мука, производимая в Ярославле, может быть дешевле, чем рыбинская. Плюс конкуренция. О ее возможностях говорит тот факт, что если стоимость муки в рознице с начала года выросла на 22,4%, то хлеб социальных сортов подорожал всего на 3–4%. А причина проста – на рынке достаточно хлебопекарных предприятий, и у каждого – свой собственник. Оживил внутриотраслевую состязательность и выход из «прострации» «Русьхлеба».
Даже если паче чаяния ярославские хлебозаводы договорятся, на рынке сразу появятся дешевые буханки, батоны и булочки из Костромской, Тверской, Ивановской областей. Ведь розница представлена в значительной мере торговыми сетями межрегионального уровня, что является серьезным фактором сдерживания цен на хлеб. Кстати, политика правительства области по «тонкой настройке» взаимоотношений между торговыми сетями и региональными предприятиями пищевой отрасли дала ощутимый результат. С начала текущего года доля хлебобулочной продукции местного производства, реализуемой сетями, выросла аж на 30%. В магазинах «Мечта» она достигает 100%, «Спар», «Копейка» зашкаливает за 80%, «Глобус», «Дом еды», «Перекресток», «Магнит» превышает 60%. Сильно отстает от основной группы «Дикси» с более чем скромными 19%.
Тенденция положительная, но без «ложки дегтя» и здесь не обошлось. Так, председатель комитета потребительского рынка департамента АПК и потребительского рынка Ярославской области Валентина Шишина сообщила, что тревогу вызывают многочисленные претензии покупателей к качеству хлеба. Он плесневеет чуть ли не сразу после покупки! Некоторые причины были названы тут же. В этом году сложилась парадоксальная ситуация: цена фуражной пшеницы практически равна цене пшеницы продовольственной, что заставляет серьезно задуматься о качестве «входящего» на хлебозаводы сырья. Пекари проблему признают, но все равно в стремлении минимизировать издержки порой попадают впросак, когда так и хочется сказать словами Пушкина: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»
Но еще удивительнее то, что борьба за покупателя заставляет хлебопеков… «убивать» свой продукт. Они признали, что по технологии хлеб после выпечки в течение 7 часов должен «созреть» – выстояться. А его чуть ли не сразу же из печи упаковывают в целлофан, чтобы довести в магазин еще горячим. Цель достигается далеко не всегда, зато качество хлеба такая спешка портит напрочь. Иногда уже на следующий день на булке или батоне появляется, фу, зеленая плесень!
– Герметичная упаковка – смерть для хлеба, – открыли хлебопеки «коммерческую тайну». – Вместо нее надо бы использовать бумагу, чтобы хлеб «дышал».
Усовершенствовав технологию, можно было бы значительно уменьшить количество хлеба, выбрасываемого населением за негодностью. Значит, не только запасами зерна определяется продовольственная безопасность!
Ольга ПЕТРЯКОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n15k2/
АПКценыБюджет

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость