Главное:
248

Ирина Субботина: «Детдома в России – это надолго»

Институты приемных семей плохо приживаются на нашей почве

На минувшей неделе в Ярославле прошел всероссийский консилиум «На встречу с взрослой жизнью». Специалисты из разных регионов страны обсуждали, как помочь детям-сиротам состояться в жизни. Одна из участ­ниц дискуссии, представитель детского благотворительного фонда «Виктория» Ирина Субботина считает, что детские дома в России просуществуют еще очень долго.
– Ирина Владимировна, сейчас очень много говорят о том, как готовить обитателей детдомов к жизни. Но некоторые специалисты считают, что работать нужно вообще в другом направлении – избавляться от детских домов и переходить на формы семейного устройства сирот. Вы согласны с этим? – Да, есть такие разговоры. Вот, например, в Америке вообще детских домов нет. Я изучала опыт одного из штатов, там такая система: ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, направляют в реабилитационный центр. Он живет в нем какое-то время, пока в суде рассматривается его вопрос, и затем его устраивают в семью. Там существует огромная база принимающих семей. Практика, конечно, замечательная. Но у нас, я думаю, она еще не скоро приживется.
– Почему?– Очень много деток с отклонениями в развитии. А в принимающую семью или под опеку в нашей стране в первую очередь попадают дети, которые близки к нормам здоровья. В том числе и потому, что в государстве плохо налажена система сопровождения нездоровых детей.
И проблема, как это ни печально, будет сохраняться какое-то количество лет. Конечно, мы все прекрасно понимаем, что семья, даже принимающая, всегда лучше самого хорошего детского дома. Но опыт последних лет показывает, что насаждение практики – всех детей раздать по семьям – приводит к тому, что они идут в неподготовленные семьи. Результат – очень много возвратов.
– Но тогда семьи, наверное, надо лучше готовить?– Есть специальные институции, которые стали активно развиваться в стране с прошлого года – школы принимающих родителей или центры семейных форм устройства. Родители, которые принимают ребенка, должны обязательно пройти такую школу. Кроме того, если возникают кризисные ситуации в семье, родители могут обратиться к психологу. Но все эти структуры еще только в начале своего развития.
– Мне кажется, проблема еще и в том, что у нас нет информационной кампании по устройству детей в семьи. Связь в основном односторонняя: родители ищут детей, но не социальные службы ищут родителей для детей. – Верно. Но и эта тема сейчас тоже набирает обороты. У нас в фонде, например, есть такая программа – «Семейные формы устройства». И там разработана технология, как проводить информационные кампании, даже написано пособие специальное. Это и работа через газеты – фотография ребеночка, информация о нем, и телевизионные кампании – как та же телепрограмма «Пока все дома». И прочее. И в тех регионах, где наши методики применяются, есть результаты.
– Практика показывает, что большинство выпускников детдомов к реальной жизни мало приспособлены. Что делать с этим?– Сейчас специалисты работают над тем, чтобы социальная адаптация детей проходила в детском доме. Самое оптимальное – чтобы дети проживали какие-то жизненные ситуации. Конечно, каждого из них мы не можем отселить в отдельную квартиру, чтобы они перед выпуском научились готовить, стирать, гладить и ходить в банк. Но ролевые игры помогают.
– А найти работу ролевые игры тоже помогут? – Отчасти. У нас есть специальная программа из двух модулей – трудовое воспитание и профориентация. Ее участники кроме прочего разыгрывают ситуации приема на работу. Вообще мы нацелены на то, чтобы ребята к моменту выпуска из детдома уже спроектировали образовательно-профессио­нальный маршрут. Он вариативный. Например, ребенок хочет стать звукорежиссером, но это платное обучение. Тогда он идет учиться на повара, работает, и этих денег ему хватает и на жизнь, и на обучение. Но не всегда он может спроектировать этот путь без помощи специалистов, психологов.
– Есть какая-то статистика по результатам этой работы?– По нашим данным, порядка 80 процентов детей после выпуска следуют образовательно-профессиональному маршруту. Но эта статистика только по первым месяцам после выпуска. Вообще мы стараемся не только протестировать ребенка, чтобы понять, какая профессия ему наиболее рекомендована, а дать ему навык выбора профессии. Если в жизни ему придется менять работу, то он сможет это сделать. Ведь наша главная задача – чтобы детдомовский ребенок смог жить в обществе как обычный гражданин, выросший в полноценной семье. И чтобы он мог реагировать на любую ситуацию в жизни адекватно и грамотно.
Екатерина АБРАМОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n15ol/
статистикадети

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость