Главное:
282

Лекарство от волокиты

На ярославском форуме «Инновации. Бизнес. Образование» показали, как будет выглядеть система оказания госуслуг в электронном виде

Форум «Инновации. Бизнес. Образование», прошедший в областном центре на прошлой неделе, объединил несколько конференций на разные темы: от энергосбережения до развития интеллектуальных ресурсов, от региональных стратегий до технологий двойного применения.
Один из «круглых столов» был посвящен системе оказания госуслуг в электронном виде. С ее настройкой сегодня спешат во всех регионах, в том числе и потому, что в скором времени законодательство обяжет органы власти ограждать обратившихся к ним от волокиты и самим справляться с нею.

Окон меньше, очередей больше

Как отметили участники «круглого стола», внедрение ИТ-технологий в работу органов власти до недавнего времени не было заметно населению: оно было направлено на совершен­ствование работы самих гос­структур. Чиновников пересаживали за компьютеры, учили их работать с новыми технологиями. Так что сегодня для получения любой бумаги или услуги по-прежнему нужно собрать массу документов, отпроситься с работы, записаться на прием, выстоять очередь, узнать, что какой-то справки не хватает, и все начать сначала.
– Мы понимаем, насколько это неудобно. Но уже сегодня можем продемонстрировать населению, что вложения в ИТ-сферу приводят непосредственно к улучшению качества жизни людей, – сказал директор департамента информационно-аналитического обеспечения области Дмитрий Пономаренко.
Задача правительства, отметил он, – изменить привычный способ общения граждан и организаций с государством, сделать его комфортным. Для этого внедряются веб-сервисы, с помощью которых человек, не выходя из дома, сможет зайти на сайт и прочитать всю информацию об услуге: кто имеет право на ее получение, каков порядок оказания, какие документы нужны, в каком месте они принимаются, кто ответственен за оказание услуги. Оцифровав документы, пользователь с помощью интерактивных сервисов может отправить их в госструктуру. Затем через режим личного кабинета отследить статус запроса, стадии исполнения, а потом прийти в назначенное время за документами.
В некоторых регионах для облегчения жизни граждан власти создали службы одного окна в виде громоздких многофункциональных центров (МФУ). В них каждое ведомство посадило своего сотрудника, который должен работать с обращениями. Чтобы получить услугу, гражданину нужно пройти ногами к нескольким окнам МФУ (редко когда требуется одна бумага). В таких центрах очереди не короче тех, которые есть в обычных коридорах власти.
При этом уже с лета следующего года чиновники будут обязаны брать у обратившихся пакет документов, даже если в нем не хватает каких-то бумаг. Остальное им предстоит добирать самим, причем не позже установленных регламентами сроков. Получается, вместо граждан по инстанциям будут бегать чиновники, которых и так сегодня не всегда хватает. Очевидно, что МФУ справиться с этими проблемами не может.

До первой звезды

По словам Юрия Даценко, заместителя коммерческого директора ЗАО «ЦентрТелеком Сервис» (эта структура компании «Ростелеком» отвечает за создание инфраструктуры электронного правительства), единственный выход из ситуации – перевод муниципальных и государственных услуг в электронный вид. Для этого сегодня создается система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). На уровне российского правительства она уже работает, очередь – за регио­нальными структурами.
Ведомства здесь объединяются не каждое с каждым, что очень сложно и дорого, а получают выход в единый центр СМЭВ, куда стекается вся информация. Схема взаимодействия становится похожей уже не на цепочку, а на звездочку.
– По сути это вычислительный кластер. Он предоставляет региональным и муниципальным электронным системам некую розетку, для которой достаточно создать вилку. И там трудятся люди не из департаментов, они выполняют стандартную работу по приему заявлений и выдаче ответов гражданину. Сотрудник заполняет форму, нажимает кнопку «исполнить» и через определенное время получает уже готовый комплект документов, – рассказал Даценко.
В дальнейшем в систему планируется интегрировать и другие электронные системы управления – в сферах ЖКХ, образования, здравоохранения.
Одна из них – медицинская информационная система (МИС) «Медиалог» уже внедрена в ряде регионов страны. МИС позволяет врачам лечебно-профилактического учреждения общаться как между собой, так и с внешними консультантами, получать доступ к новой информации о заболеваниях и препаратах, заносить в электронную медицинскую карту данные о пациентах, контролировать качество лечения и т.д. Сельский врач с помощью МИС может самостоятельно записать пациента на прием в районную больницу, чтобы он сам не ездил туда по нескольку раз.
Для пациентов система предоставляет два типа услуг – мобильное расписание и мобильная медицинская карта. Первая позволяет через портал услуг выбрать лечебное учреждение и врача, записаться к конкретному специалисту или отменить запись, получить талон с номером для прохождения живой очереди (которая в этом случае сводится к минимуму). Карта дает возможность создавать в портале аккаунт и через личный кабинет в онлайн-сервисе настраивать уведомления о событиях, например о готовности результатов анализа, о возможности записи на прием членов семьи (они также могут быть подключены к этому аккаунту), о наличии нужных препаратов в ряде аптек, интегрированных в систему.

Область заплатит

Подобные электронные информационные системы значительно облегчают жизнь граждан, но на местах воспринимаются пока как фантастика. «Присутствовавшие» на обсуждении представители районов (с Ярославлем их связала видеоконференция) рассказали, что еще не решена базовая задача – доступ к интернету. Где-то он осуществляется через модем, где-то и вовсе отсутствует – компаниям выгоднее прокладывать оптоволокно в городах. Местные бюджеты зачастую не могут справиться с самыми насущными проблемами – какой тут интернет?
Дмитрий Пономаренко отметил, что расходы на организацию системы оказания электронных услуг будут финансироваться из областного бюджета. Тем более что постройка каналов связи имеет значительно больший мультипликативный эффект для экономики, чем просто вложения в инфраструктуру.
Аветик БАДАЛЯН

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n15or/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость