Главное:
344

Главное, чтобы костюмчик сидел

Рубахи-сенокосницы, туфли-коты и другие тренды женской ярославской моды

Это сегодня люди, живущие на противоположных концах страны, могут носить одинаковые майки и джинсы. Раньше одежке уделялось куда больше внимания: по внешнему виду можно было определить не только сословие и семейное положение, но и место жительства хозяина костюма. У ярославцев, конечно, тоже были свои отличия.

Работа как праздник

Основу крестьянского костюма XVII – начала XIX веков составляли рубахи. Причем их должно было быть много – порядка двух десятков. Такое количество объяснялось практическими соображениями: в баню крестьяне ходили, как и положено, каждую неделю, а стирали одежду гораздо реже – летом заниматься этим было некогда.
Впрочем, это было характерно не только для нашей губернии. Но у ярославских крестьянок были и свои «хиты».
– Шедеврами народного искусства Ярославщины считаются девичьи и женские рубахи-сенокосницы, – рассказывает искусствовед, сотрудник Ярославского музея-заповедника Екатерина Змеева. – Надевали их соответственно только во время сенокоса. Это непростой труд, летом, часто в жару. Но при этом девушке или молодой женщине нужно было продемострировать себя – косили ведь обычно всей деревней. Поэтому рубахи эти легкие и нарядные, с богатыми вышивками по подолу.
Сенокосницу обычно надевали без сарафана, с пояском. Ворот и широкие рукава собирали в сборку, на нитку. Для придания руке большей свободы под рукав вшивали ромбическую вставку – ластовицу.

Узоры бюрократии

Самыми любимыми цветами в костюме были белый и красный. Последний получали с помощью самодельных красителей из коры березы или даже настоя жженого кирпича.
Костюмы отделывали вышивкой, причем фирменным мотивом ярославского орнамента неожиданно стал орел о двух головах.
– Ученые до сих пор ломают копья по этому поводу, – говорит Екатерина. – Некоторые видят в изображении двуглавой птицы символ небесного огня. Другие, и я склонна с ними согласиться, связывают это с бюрократизацией государственного аппарата России, начавшейся в конце XVII – начале XVIII веков. В это время символ государства стал появляться не только на деньгах и официальных бумагах, но и на верстовых столбах, пуговицах мундиров и даже на водочных штофах. А также, кстати, на скатертях и салфетках, которые делали на Ярославской мануфактуре.
Жители губернского города особое внимание уделяли обуви и украшениям. Так, к примеру, в XIX веке у нас были популярны «коты» – праздничные туфли на каблуке с аппликациями из сукна, металлическими подковками и ремешками. А серьги-двойчатки крестьянки часто делали сами, нанизывая на каркас из медной проволоки бусинки, костяные шарики, рубленый перламутр и кусочки хрусталя.
Наконец, еще одна характернейшая черта местных модников – о ней пишет литературный критик Евгений Ермолин в книге «Ярославский стиль»: «Ярославец стремится к столичности и хотел бы, пожалуй, даже превзойти высокомерных москвичей и петербуржцев в этом качестве – блистать и покорять». О желании крестьян блистать упоминает и Иван Аксаков в своих «Письмах из провинции»: «Верстах в пяти от Ярославля я заметил целые толпы разодетых пешеходов и пешеходок. Это крестьяне и крестьянки, спешившие в какое-то село на праздник. Крестьянки все в штофных немецких платьях, с кичками на головах, не закрывающими однако же волос. Некоторые из них несли башмаки и чулки, а сами шли босиком с тем, чтоб, подходя к селу, обуться и явиться со всею чинною важностью…».
Чем-чем, а щегольством ярославцы всегда отличались!
Анна Коузова

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n15q4/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость