Главное:

Менеджер районного масштаба

Документы начала ХХ века ярко описывают жизнь и быт ярославской Ямской слободы

Ярославль до революции делился на слободы, обладавшие самоуправлением. Ямской слободой в начале ХХ века руководил сельский староста (должность называлась так, поскольку местное население составляли «лица крестьянского сословия») Степан Дмитриевич Голкин. Когда в 2008 году для продажи готовился один из частных домов, сохранившихся на территории бывшей слободы с дореволюционных времен, в нем нашли массу интересных документов о жизни крестьянской общины.
Как показывают «окладные листы о сборах с недвижимых имуществ», в 1910 году, несмотря на Столыпинскую аграрную реформу (призванную разрушить общины и превратить крестьян в собственников земли), обитатели Ямской слободы жили по старинке. Земельный налог выписывался на «общество крестьян», а не на отдельные участки. Прямой собственностью жителей слободы были только дома и прилегающие к ним постройки.
Сельский староста отнюдь не был местным «олигархом» – в 1910 году за ним значился только дом. А вот свой политический выбор Степан Дмитриевич сделал вполне передовой. Сохранился выписанный на его имя членский билет ярославского комитета «Союза 17 октября» на 1906 год (на фото). «Союз» был праволиберальной партией, куда входили видные земские деятели, ставившие своей целью «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ». В числе прочих программных требований «октябристов» было и уравнивание «непривилегированных» крестьян в правах с другими сословиями. Голкин был 15-м ярославцем, вступившим в партию.
Работа на земле не была основным занятием «городских крестьян». Доказательство тому – несколько договоров общества Ямской слободы с различными организациями на аренду слободских земель под нужды мелкой промышленности. Житье в губернском центре привлекало и частных лиц – так, в феврале 1912 года в общину под руководством Голкина попросился крестьянин Сольвычегодского уезда Вологодской губернии Николай Герасимов. Взамен он обещал облагородить выделяемый ему пустырь и выстроить на нем дом за свой счет.
Сохранялись и традиции круговой поруки: в 1909 году обнищавшей слободчанке Анастасии Грачевой выделили «из общественных сумм на прокормление» 3 рубля. Поддерживал Степан Голкин и местное образование: учительнице церковной школы при храме Параскевы Пятницы на Туговой горе Александре Четвертинкиной общество Ямской слободы помогало деньгами на устройство рождественских елок для учеников.
Александр КОНЯЕВ

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp