Главное:
741

Леонид Иванов: «Мы выбрали свой путь оптимизации»

Выход из кризиса – это всегда жертвы. В случае с НПО «Сатурн» жертвами стали почти 1000 работников, попавших под сокращение

В рыбинском рейтинге обсуждаемых тем сокращение штата НПО «Сатурн» прочно удерживает первое место. Отодвинуть ее на второй план смог разве что приезд Деда Мороза. Но тот прибыл, поздравил и отбыл по своему новогоднему маршруту, а проблемы остались. Рыбинский центр занятости уже принял первую волну сокращенных моторо­строителей – 399 человек с сентября по декабрь. Уже известно, что в январе и феврале будущего года на местную биржу труда выйдут еще 227 работников «Сатурна». Всего же в 2010 году предупреждение о сокращении получили 975 человек. Директор по персоналу НПО «Сатурн» Леонид Иванов называет этот процесс оптимизацией кадровых ресурсов.
– Леонид Михайлович, Рыбинск все-таки надеялся на государство и его социальные функции. Одно дело – сокращение штата коммерческой фирмы и совершенно другое – массовые увольнения с предприятия, входящего в государственную корпорацию.

ЯР-досье

Леонид Михайлович Иванов родился в 1968 году в Ярославле. Окончил с отличием исторический факультет ЯрГУ им. Демидова. Защитил диплом на степень МВА по специальности «Стратегический менеджмент» в Международном институте менеджмента ЛИНК. C 2008 года – депутат Рыбинского муниципального совета, с 2010-го – заместитель председателя постоянной комиссии по социальной политике.
Леонид Иванов занимался финансовым аудитом и консалтингом. Руководил разработкой стратегии и программ социально-экономического развития малых городов Костромской, Владимирской и Тверской областей, реализацией проектов по реформированию и финансовому оздоровлению ряда предприятий Рыбинска и области.
С 2001 года начал работу в НПО «Сатурн» заместителем директора по экономике и финансам. С 2005 года – директор программ морских и промышленных газотурбинных двигателей, с 2009-го – директор по персоналу.

– В любом случае «Сатурн» – коммерческое предприятие, независимо от формы собственности. В течение 2009 и 2010 годов оно получило государственную поддержку, основная часть которой была направлена на погашение кредиторской задолженности. А она, поверьте, была немалой – 26,3 млрд. рублей в конце 2008-го, более 24 млрд. в середине 2009-го. Два года и огромные усилия государства, акционеров, менеджмента и трудового коллектива потребовались для того, чтобы сегодня была уверенность: предприятие выходит из кризиса 2008-го, когда оно по всем параметрам отвечало признакам банкротства. А теперь представьте, что могло случиться с Рыбинском, если бы государство не выкупило акции из частной собственности, а обанкротило «Сатурн». Сегодня мы говорили бы не о сокращениях, а о том, как тяжело администрации города формировать бюджет без налоговых отчислений крупного предприятия, как непросто создать на ограниченном городском рынке труда несколько тысяч новых рабочих мест.
– Почему же вы не пошли дальше и не обеспечили работой всех сотрудников?– Выход из кризиса – это всегда жертвы. Увы, в нашем случае жертвами стали почти тысяча работников, попавших под сокращение. А могло быть в пять раз больше. Долгие годы предприятие жило на ремонтах двигателей Д-30КУ-154 для Ту-154М. Сегодня эти самолеты летают все меньше, и ремонты упали до 10 единиц в месяц. А серийное производство новых двигателей еще только налаживается.
– Можно ли было предупредить эту ситуацию?– Думаю, да, поскольку тенденция проявлялась в начале 2000-х годов. Но тогда решение проблемы виделось в наращивании объема заказных НИОКР, в развитии научной и испытательной баз, привлечении иногородних конструкторов. «Сатурн» стал действительно научно-производственным объединением, но не успел до кризиса запустить серийное производство новых изделий. Сегодня последствия этого сказались в полной мере. И мы встали перед жесткой дилеммой: либо сокращать штат, и не на тысячу, а на пять тысяч человек, либо попробовать сохранить большую часть коллектива за счет непопулярных мер, например введения сокращенной рабочей недели. Мы выбрали второе. Да, люди потеряли в зарплате, но не работу и перспективу. Я убежден, что этот вариант стал лучшим из имеющихся. И не только для людей, но и для предприятия. Мы сохранили коллектив, который будет обеспечен работой в будущем. А в том, что SaM-146, двигатели для Су-35, наземные ГТУ и другие изделия пойдут в серии, уже никто сомневаться не может. У нас есть пример моторостроительных предприятий Самары, где в такой же ситуации руководство сократило около 5 тысяч человек – всех, кто не был загружен полностью. Или ярославского «Автодизеля» – там 15-тысячный коллектив уменьшился наполовину. Да, оставшиеся получали нормальную зарплату. Но когда появились заказы и предприятие попыталось вернуть кадры, оказалось, что сделать это очень непросто. Имея такой опыт, мы выбрали свой путь оптимизации структуры и численности.
– Роль «Сатурна» в развитии Рыбинска всегда определялась приоритетной. Как сегодня позиционирует себя в городе ваше предприятие?– Думаю, что термин «градообразующее предприятие» в отношении нас уже неактуален – он был справедлив в 90-е годы. Но тем не менее мы остаемся крупнейшим работодателем в промышленности не только Рыбинска, но и Ярославской области. Наш вклад в налоговые доходы местного бюджета и в экономику города по-прежнему, увы, ведущий.
– Почему увы?– Потому что городу, где существенные налоговые платежи делает лишь одно крупное предприятие, трудно планировать свое будущее, особенно когда у такого предприятия случаются проблемы с финансовой устойчивостью. Тем более что «Сатурн» – это не череповецкая «Северсталь» и не «Норильский никель», на налоги которых можно не только жить, но и развиваться. Рыбинск пока лишь говорит о необходимости инвестиций под создание новых предприятий, новых рабочих мест. Это трудный и долгий процесс, на который уйдет не менее 5–7 лет.
– Но даже те налоги НПО «Сатурн», на которые рассчитывает администрация Рыбинска, в бюджет попадают с опозданием.– О причинах задержек даже говорить не буду – они те же, что были названы в теме сокращений штата. А вот о количестве налогов поговорить придется. Некоторое время назад в Рыбинске распространилась информация о задолженности «Сатурна» по подоходному налогу. И о том, что мог бы иметь город на эти деньги: сколько детских площадок построить, километров дорог отремонтировать. Была названа сумма – 300 миллионов рублей. Правильная сумма, только авторы релиза забыли уточнить, что в бюджет Рыбинска «Сатурн» был должен половину – 150 миллионов. Еще 150 – задолженность перед областным бюджетом. Бывшая. В декабре все налоги предприятие заплатило. Сегодня никаких долгов, в том числе и по выплате зарплат, мы не имеем. А вот городские структуры нам остались должны.
– Как всегда, за теплоэнергию?– Да, история повторяется из года в год. Только решают ее все по-разному. В мае 2009 года, например, из-за долгов за тепло предприятие отключило в жилых районах горячую воду. Нынешнее руководство «Сатурна» «силовые» методы не приветствует, и рубильник мы опускать не будем. Хотя сумма задолженности сегодня гораздо больше, чем в 2009-м. 2010 год МУП «Теплоэнерго» начало с долгом более 107 млн. рублей, к маю довело его до 200 млн., на декабрь «Теплоэнерго» должно НПО «Сатурн» более 112 млн. рублей. Эти цифры сопоставимы с месячным фондом оплаты труда, который на головном предприятии «Сатурна» составляет около 180 млн. рублей. Нас многое удивляет: администрация утверждает, что должников среди горожан все меньше, что «Теплоэнерго» ведет активную работу по уменьшению задолженности, что население в ноябре уже вышло на стопроцентные платежи. А денег все нет!
– Что же вы намерены делать?– Мы ведем переговоры и надеемся на здравый смысл. По крайней мере делать заложниками население мы не намерены.
Юлия МУРАТОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n15zd/
РыбинскБюджетналогиОДК-Сатурн

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость