Главное:
329

Гулять по-нашему

Любимыми новогодними развлечениями ярославцев были коньки, санки и катания на тройках

В позапрошлом веке главным зимним праздником было Рождество, а Новый год – его веселым продолжением

Время добрых дел

Праздничные «каникулы» в XIX веке длились по старому стилю с 25 декабря (Рождество) по 6 января (Крещение). Канун Рождества традиционно считался временем добрых дел и благотворительности – богатые ярославцы бесплатно раздавали нуждающимся дрова, объезжали приюты и больницы, чтобы пожертвовать теплое белье, одежду, ткани и чай.

По линолеуму с ветерком

Как проходила главная советская елка в Ярославле? В 1923 году Новый год был назван «буржуазным пережитком», его вычеркнули из перечня праздничных дат Страны Советов на 10 с лишним лет. Однако ему повезло больше, чем Рождеству, объявленному пережитком религиозным. И после знаменитой Кремлевской елки 1936 года в Ярославле в 1939 году была устроена первая общегородская елка во Дворце пионеров.
– Это стало огромным событием, и с тех пор главная елка города долгие годы традиционно устраивалась во Дворце пионеров, – рассказывает заведующая отделом редкой книги Некрасовской областной библиотеки Галина Федюк. – Можно сказать, в этом месте вырос весь Ярославль. Помню, там была замечательная комната сказок, стены которой украшали изображения волшебных персонажей. В полутьме ребятня собиралась послушать увлекательные истории, и казалось, что творится настоящее волшебство. Сегодняшним детям, наверное, не представить, какой радостью для их бабушек и дедушек были общие праздники в те годы. В фойе устанавливали горку с покрытием из… линолеума и качели. В самом же зале, где проходило новогоднее представление, не было зрительских мест, и ребята рассаживались прямо на огромном ковре вокруг Деда Мороза. И, конечно же, никто не уходил без бумажного кулечка с конфетами.

Наряжать на праздники елку в ярославских домах начали лишь в 60-х годах XIX века, и поначалу позволить такую роскошь могла лишь городская знать. Елочные украшения олицетворяли главные рождественские символы: Вифлеемская звезда на макушке, стеклянные шары, олицетворяющие райские яблоки и собственно сами яблоки. Кроме того, конфеты, орехи, обернутые в блестящую бумагу, у богатых горожан – мандарины. Внук ярославского городского головы Ивана Вахрамеева так писал в своих воспоминаниях о Рождестве 1908 года: «Сестра Катя и старшие братья под руководством гувернантки готовят бумажные цепи, плетут бонбоньерки (маленькие коробочки для конфет) из специально заготовленной стружки. Мама приносит коробки с конфетами, яблоки и мандарины, к которым нужно подвязать нитки. Работа приятная, и все заняты делом…». Состоятельные ярославцы могли порадовать своих детей подарками из самого крупного магазина игрушек в городе – «Детского базара», который располагался на первом этаже гостиницы «Европа». Остальным же оставалось только глазеть на шикарные, подсвечивающиеся витрины заведения купца Саркисова.
Праздник для всех
В 80-х гг. ХIХ века в Ярославле вошли в традицию общегородские елки. Главная зеленая красавица устанавливалась в Дворянском саду (в районе проспекта Октября): ее нижние ветви украшались всевозможными сладостями, которыми по окончании праздников мог полакомиться любой желающий. Отдельные елки с Дедом Морозом устраивались для детей рабочих на крупных ярославских предприятиях – Норской мануфактуре, Ярославской Большой мануфактуре и фабрике Дунаева. Ежегодно 27 декабря елки для бедных детей организовывала и Некрасовская библиотека. Праздник, проходивший в манеже Николомокренских казарм (примерно на том месте, где сейчас достраивается новый планетарий), становился настоящим счастьем для бедняцкой детворы: предварительно распорядители обходили город, разнося приглашения в те семьи, которым приобрести билеты на платные мероприятия было не по карману. Кроме поздравлений Деда Мороза для маленьких ярославцев выступали местные артисты, непременно со стихами Некрасова, которые тот посвятил детям.

Ледниковый период

Не менее увлекательной и веселой частью праздников были уличные гулянья. Их центральным местом в Ярославле становилась Сенная площадь, куда съезжались кукольные балаганы с традиционным Петрушкой в главной роли. А любимой забавой долгие годы оставалось катание на коньках (приобрести их можно было в магазине Каатц на Власьевской улице). Катков в Ярославле устраивалось много, а с появлением в городе электричества в 1900 году самые крупные из них стали подсвечивать – на Вознесенских прудах (перекресток улиц Свободы и Чайковского) и на Казанском бульваре, где порой одновременно развлекались более тысячи человек. По выходным приглашался оркестр, и ярославцы скользили по льду еще и под музыку, заплатив за вход 25 копеек.
Не уступали в популярности конькам и катания с горок – эта забава не только доставляла радость малышне, но и являлась способом знакомства для ярославской молодежи. Просто так, на улице в то время начинать общение было не принято, а вот скатываясь с горы на санях, можно было, например, ненавязчиво позвать на свободное место понравившуюся девушку.
Самыми популярными горками были Богоявленский спуск к Которосли и в особенности Мякушкин спуск к Волге. Река замерзала полностью, и ярославцы с радостными криками мчались чуть ли не до противоположного берега.
Примерно там, где сегодня находится здание СЖД, в конце XIX–начале XX веков каждую зиму устраивали переход через Волгу. Дорогу специально намораживали, отмечали вешками, постоянно очищали от снега. А вот Мякушкиным спуском городские власти не занимались, зато обязанность эту на себя взяла ярославская молодежь. Как говорится, любишь кататься, люби и сугробы разгребать.
Лыжи в те времена считались барской причудой и широкой популярностью не пользовались.

Всадник «без головы»

Еще одним новогодним развлечением ярославцев были катания на тройках с бубенцами. Но одними прогулочными поездками дело не ограничивалось. Местные лихачи устраивали настоящие гонки и мчали по маршруту от Духовской (Республиканской) через Дворянскую (пр. Октября), по Ильинской (Советская) и до Рождественской (Нахимсона) – всего 2,5 версты. В такие моменты пешеходы в страхе прижимались к стенам домов – в любой момент лошади могли понести. Неудивительно, что официально такие гонки были запрещены.
Самая лучшая тройка в Ярославле была у Ивана Александровича Вахрамеева (которого не стоит путать с его полным тезкой, ярославским головой). Этот же Иван Вахрамеев был владельцем лакокрасочных заводов и приобрел прозвище Черный – за цвет волос, а еще Иван Грозный и Ванька Бешеный – за свой взрывной характер. Среди сумасбродных поступков Ваньки Бешеного были в том числе и гонки на лошадях – его-то в зимние праздники ярославцы особенно опасались, но в случае чего, Вахрамееву было на что откупиться от любых шалостей.
Анна КОУЗОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n15zu/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость